Разделы
Рейтинг инвестиционной привлекательности нефтедобывающей отрасли

В добывающем секторе нефтегазовой отрасли число юрисдикций рейтинга 2016 года по сравнению с 2015 годом резко сократилось — с 121 до 965.

Усред ненное значение индекса восприятия политики (ИВП) в отрасли возросло с 51 до 63, хотя по выборке юрисдикций 2016 года оно осталось практически неизменным. В 2016 году наибольший рост значения ИВП был зафиксирован во Франции, Марокко, Ливии, ЮАР, Эквадоре и нескольких штатах США (Нью-Мексико, Юта, Вайоминг). Значение ИВП для Ливии номинально выросло с 0 до 15, однако из-за методики подсчета индекса это также обусловлено более существенным ухудшением положения дел в Венесуэле, а инвесторы продолжают крайне негативно оценивать инвестиционную привлекательность Ливии на фоне продолжающегося политического кризиса в стране.

Рост индекса для Эквадора и США (большинства штатов) можно рассматривать как положительный результат действий властей по улучшению инвестиционного климата через смягчение механизма налогообложения и других методов поддержки компа ний в условиях снизившихся цен на нефть, что также можно наблюдать в ряде других стран (например, Норвегии). Однако, судя по результатам рейтинга, далеко не во всех странах такая политика, по мнению инвесторов, оказывается успешной. Наиболее существенное падение значения ИВП наблюдалось в Бразилии и большинстве рассматриваемых провинций Канады (из-за ужесточения экологической и климатической политики).

Большинство позиций в топ-10 рейтинга ИВП в нефтегазодобывающей отрасли попрежнему сохраняют штаты США. В лидерах рейтинга расположился штат Оклахома. Из-за методических изменений подсчета рейтинга, в результате которого в Нидерландах значение ИВП стало оцениваться по стране в целом, это государство не попало в первую десятку регионов с наибольшим значением ИВП, хотя в 2015 году морские нефтегазовые месторождения, находящиеся в юрисдикции Нидерландов, занимали первое место в рейтинге.Состав стран нижней части рейтинга также существенных изменений не претерпел. Последнее место в нем теперь занимает Венесуэла, где глубокий экономический кризис создает серьезные проблемы для функционирования нефтяной отрасли страны, являющейся основным источником доходов государства.

Позиции России в рейтинге также остаются низкими. В 2016 году значение индекса ИВП составило 39, что расположило страну на 87 месте из 96. Среди юрисдикций с наиболее крупными запасами углеводородов (12 юрисдикций из представленных в опросе) Россия по индексу ИВП опережает лишь Ливию и Венесуэлу, а в европейском регионе ей удалось лишь незначительно превзойти Украину, где в рассматриваемый период существенно выросла налоговая нагрузка на компании.

В 2015 году оценка индекса проводилась отдельно по Восточной Сибири (тогда ИВП составил 31) и остальным регионам страны (ИВП — 16). Кроме того, количество респондентов из России, прошедших опрос, в 2016 году сократилось. Все это несколько затрудняет интерпретацию динамики текущих результатов опроса относительно результатов 2015 года, однако можно пред положить, что Россия все-таки не ухудшила свое положение с точки зрения инвестиционной привлекательности относительно других стран.

Анализ отдельных факторных показателей, образующих структуру ИВП, говорит о том, что взгляды инвесторов на сильные и слабые стороны регу- лирования и условий существования нефтегазовой отрасли в России отча сти изменились. Политическая стабильность и безопасность, по оценкам опрошенных компаний, являются наиболее сильными сторонами политики государства в отрасли и превосходят среднемировые значения. Менее остро (по сравнению с 2015 годом) участники опроса оценили проблемы природоохранного законодательства в целом и кадровые вопросы. Однако компании стали чаще сталкиваться с проблемами земельных споров и регулирования природоохранных территорий. Наиболее проблемным фактором в регулиро- вании нефтегазовой отрасли участники опроса назвали доступ к геологической информации.

В целом результаты опроса свидетельствуют о наличии в регулировании и условиях функционирования российского добывающего сектора нефтегазово- го комплекса целого ряда проблемных вопросов, которые беспокоят участников отрасли в большей степени, чем, например, текущая налоговая политика.


Источник: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
Просмотры: сегодня:3, всего:1243

Выставки и конференции по рынку нефти, газа, топлива