По сообщению британской газеты «Financial Times» от 11 мая, в
прошлом месяце Китай обогнал США, превратившись в крупнейшего
импортера нефти в мире, что является знаменованием того, что
крупные перемены, произошедшие в сфере энергетики за
прошедшие 10 лет, достигли своего пика.
Данные Таможенного управления КНР показывают, что в апреле
импорт нефти достиг 7,4 млн баррелей в день (эквивалентно
1/13 от ежедневного потребления нефти в мире), что превышает
американский показатель – 7,2 млн баррелей в день.
По прогнозам, Китай будет обгонять США по объемам импорта
нефти во второй половине этого года. Тем не менее, апрельские
данные показали, что сланцевая революция в США снижает
зависимость страны от импорта нефти, в то время как спрос на
нефть в Китае ослабевает из-за замедления экономического
роста.
Государственные трейдеры Китая играют все более значительную
роль на рынке нефти. Они уже установили торговый отдел нового
уровня, работающий с западными компаниями, такими как British
Petroleum (BP) и Royal Dutch Shell, в таких банках как
Goldman Sachs и вступающий в прямую конкуренцию с такими
старыми трейдерами как Vitol и Glencore.
В США высокие цены на нефть после финансового кризиса и более
энергетически эффективные атомобили затормозили потребление
нефти, а всплеск добычи сланца за последние три года сократил
импорт нефти.
Нефтяные компании недовольны ограничениями американского
правительства на экспорт сырой нефти, эти ограничения были
введены в период нефтяного кризиса 1970-х годов.
По словам дилеров, в краткосрочной перспективе импорт нефти в
США может восстановиться, причина – падение цен на нефть до
65 долларов США за баррель всколыхнуло спрос на топливо. Цены
на нефть также существенно снизились из-за работ по добыче
сланца в США, к примеру в Северной Дакоте.
Однако в долгосрочной перспективе импорт китайской нефти
продолжает расти. Китай увеличивает мощность переработки, в
то время как общий экономический рост ежегодно увеличивается
на более чем 7%. «В мире много нефти, - сказал один трейдер
китайской компании, - а нам нужно много нефти».
Что касается США, уменьшение импорта является целью политиков
и экспертов в сфере международных связей, которые
рассматривают зависимость Америки от нефти Среднего Востока
как угрозу национальной безопасности. До финансового кризиса,
импорт нефти достигал более 10 млн баррелей в день, что
составляет более половины потребляемой нефти в стране.