"Транснефть" к 2018 году полностью прекратит
перевалку нефтепродуктов через прибалтийские порты. Это
делается в рамках правительственного поручения по
переориентации дополнительного грузопотока в порты России с
профицитом мощностей. За счет этого выручка Усть-Луги,
Приморска и Новороссийска может увеличиться на $36 млн.
Глава "Транснефти" Николай Токарев на встрече с
президентом Владимиром Путиным 12 сентября сообщил, что к
2018 году компания переориентирует поставки нефтепродуктов из
Прибалтики в российские порты. Сейчас экспорт через это
направление составляет около 9 млн тонн нефтепродуктов в год.
"В соответствии с поручением правительства мы
переориентируем грузопотоки с прибалтийских портов Вентспилса
и Риги на наши балтийские порты — это Усть-Луга и Приморск, а
также на Новороссийск. Если в прошлом году там (в
Прибалтике.— "Ъ") переваливалось порядка 9 млн тонн
нефтепродуктов, то в этом году — 5 млн. До 2018 года, в
ближайшие годы, мы сократим этот грузопоток в район
Прибалтики до нуля. Будем загружать свои порты, поскольку
есть профицит мощностей",— сказал он. Ожидается, что
выручка российских портов благодаря этому вырастет на $36
млн.
Сама "Транснефть" является акционером в двух из
трех крупнейших российских портов — Приморском и
Новороссийском. Они входят в группу НМТП, подконтрольную
"Транснефти" и "Сумме" Зиявудина
Магомедова. При этом трубопроводная монополия реализует два
инвестпроекта — "Север" и "Юг", связанных
с увеличением мощностей по прокачке нефтепродуктов на порты
Приморск и Новороссийск. Терминал по перевалке нефтепродуктов
"Усть-Луга Ойл" принадлежит бизнесмену Андрею
Бокареву.
Общий грузопоток российских товаров через страны Балтии в
прошлом году сократился на 20% по сравнению с 2014 годом.
Потери прибалтийских стран от уменьшения экспорта
нефтепродуктов составили примерно $180 млн. Дальнейшее
снижение грузопотока российских нефтепродуктов через страны
Прибалтики на 20 млн тонн сократит оборот предприятий почти
на $800 млн, отмечают источники "Ъ" на рынке. В
случае остановки всех российских грузопотоков потери объемов
составят около 40 млн тонн, оборот компаний упадет на $1,3
млрд. "Созданная в последние годы транспортная
инфраструктура на северо-западном направлении позволяет
заместить объемы экспорта через Прибалтику практически
полностью",— говорит собеседник "Ъ", близкий к
администрации президента. При этом он отмечает, что
"Роснефть" до сих пор является крупнейшей
компанией, предлагающей ресурсы на тендерной основе с
поставкой светлых и темных нефтепродуктов в порты Балтии.
Другой источник говорит, что поставки в ряд российских портов
могут быть осложнены высокими тарифами РЖД. "Тарифы
железной дороги на доставку нефтепродуктов в Усть-Лугу
фактически заградительные. Но с учетом ситуации руководство
РЖД может принять решение об их снижении",— отмечает он.
При этом, говорит собеседник "Ъ", прибалтийские
порты, напротив, заявляют о готовности удешевить перевалку,
но физически вряд ли смогут это сделать.
В странах Прибалтики уже почувствовали заметное снижение
поставок. Так, мэр латвийского Вентспилса Айварс Лембергс в
середине сентября отмечал, что "транзит нефтепродуктов
через порты стран Балтии за пару лет полностью не иссякнет,
однако сокращение потока грузов — реальность, с которой
портам стран Балтии необходимо считаться". Ранее глава
Латвийской ассоциации портов Карлис Лейшкалнс заявил, что
Латвия активно работает над привлечением новых грузов в свои
порты в связи с планами РФ по переориентации экспортных
грузопотоков. Он отметил, что уже сейчас ведется работа над
привлечением новых грузов, в том числе из Китая и Казахстана.
Директор Клайпедского морского порта Литвы по экономике и
финансам Мартинас Армонайтис 13 сентября отмечал ТАСС, что в
стране, "конечно же, огорчены тем, что грузы могут быть
направлены в обход портов стран Балтии, где для этого создана
качественная инфраструктура и действуют современные
терминалы". В то же время, по словам господина
Армонайтиса, в объемах перевалки Клайпедского порта
российские грузы составляют около 5-6%, а российские
нефтепродукты через этот порт вообще не транспортируются. Тем
не менее, по оценке экспертов, потеря экспорта российских
нефтепродуктов вызовет обострение конкуренции между портами
стран Балтии в других сегментах грузооборота.
Тему переориентации экспортных потоков российских
нефтепродуктов с терминалов Прибалтики в РФ 28 сентября
"Транснефть", РЖД и нефтекомпании обсуждали на
совещании у спецпредставителя президента по вопросам
природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея
Иванова. Но комментировать итоги встречи участники не стали.