НА МОСКОВСКОМ нефтеперерабатывающем заводе (МНПЗ) в
январе-апреле следующего года пройдет масштабный ремонт.
Чтобы избежать негативных последствий (дефицита моторного
топлива), минэнерго провело встречу с нефтекомпаниями,
рекомендовав им меньше экспортировать и "считать
приоритетным поставки автомобильного бензина на внутренний
рынок". По оценкам экспертов, рекомендация дана вовремя,
учитывая, что с 1 января привлекательность экспорта вырастет
из-за снижения таможенных пошлин.
Как рассказали "Российской газете" в минэнерго, в
совещании приняли участие "Газпром нефть" (владеет
Московским НПЗ), "Роснефть" и ЛУКОЙЛ. Исполнение
рекомендаций ведомство проверит на повторном совещании в
начале ноября. Кроме того, "Славнефти" придется
перенести срок ремонта на Ярославском заводе с 1 марта на 15
апреля, чтобы не "пересекаться" с ремонтом на МНПЗ.
По оценкам минэнерго, сейчас запасов бензина достаточно для
удовлетворения спроса в регионах, "включая субъекты
особого внимания".
Московский НПЗ обеспечивает столицу топливом более чем на 34
процента.
"На рынке есть ожидания, что остановка МНПЗ может
повлечь сокращение запасов Евро-5 и некий дефицит. Однако эти
опасения преждевременны, так как для замещения выпадающего
объема бензина из-за ремонта на МНПЗ можно перебросить часть
топлива с Омского НПЗ, - говорит старший аналитик по
нефтегазовому сектору АТОН Александр Корнилов. - Кроме того,
это возможно сделать также с Рязанского, Ярославского и
Нижегородского заводов, которые в состоянии перенаправить
часть поставок в Центральную Россию".
В целом идея минэнерго правильна и озвучена к месту, так как
с 1 января 2017 года запланировано еще и снижение экспортной
пошлины на товарный бензин, напоминает Александр Корнилов.
Так, по плану ставка должна составить 30 процентов от
экспортной пошлины на нефть против 61 процента в этом
году.
Однако высокий экспортный паритет наряду с другими факторами
поднял стоимость бензина в оптовом звене уже в октябре,
следует из данных СПбМТСБ. С 30 сентября Регуляр-92 подорожал
на 7,5 процента - до 40,35 тысячи рублей за тонну, Премиум-92
вырос на 5,35 процента - до 42,96 тысячи. При этом на АЗС
цены за октябрь опустились в среднем на несколько копеек.
В сентябре-октябре традиционно наблюдается сезонный рост
спроса на топливо в связи с уборкой урожая. В ноябре обычно
затишье, в декабре-январе - падение спроса. "На
розничном рынке это может не сказываться и зависит от
накопленных запасов бензина и от амплитуды колебаний цен, -
говорит доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС
Иван Капитонов. - Если бы цены подскочили более чем на 10
процентов, то розница бы обязательно отреагировала, но пока
такого сценария не наблюдается". Обычно ценники на АЗС
меняют с оглядкой на скачки в опте через месяц. Если прирост
в этом звене сохранится, то он придет на АЗС, но этого,
скорее всего, не будет, полагает эксперт.
За месяц цены бензинов в оптовом звене выросли на 5 - 7
процентов