ФАС требует от нефтяников увеличить запасы бензинов, чтобы
избежать дефицита на рынке в связи с предстоящей остановкой
Московского НПЗ (МНПЗ) "Газпром нефти".
Одновременно чиновники хотят законодательно закрепить схему
формирования резервов светлых нефтепродуктов и вывода НПЗ в
ремонт. Нефтяники против, они уверены, что возможность
покрытия дефицита есть всегда. Но "Газпром нефть"
на всякий случай сократила срок ремонта МНПЗ на 18 дней.
По словам источников "Ъ", в ФАС 22 ноября прошло
заседание рабочей группы, в котором участвовали профильные
чиновники и нефтяники, по вопросам вывода в ремонт
нефтеперерабатывающих производств. Основной темой стал
возможный дефицит нефтепродуктов на рынке, которого в
правительстве опасаются из-за длительной остановки в январе
МНПЗ для модернизации установок первичной переработки и
каткрекинга. Завод - единственный НПЗ в столице и занимает
больше трети московского рынка. Из-за его ремонта Москва
недополучит около 600 тыс. тонн бензина.
Источники "Ъ" сообщили, что в ФАС считают, что
снижение объемов отгрузки в период проведения плановых
реконструкций и ремонтов НПЗ "Славнефть-ЯНОС" (СП
"Газпром нефти" и "Роснефти") и МНПЗ на
фоне меньших, чем в 2015 году, запасов нефтепродуктов может
привести к дисбалансу спроса и предложения, в том числе в
Центральном округе. Во избежание этого ФАС предложила
Минэнерго и нефтяникам увеличить запасы до уровня не ниже
2015 года, а также рассмотреть возможность закрепления
механизма формирования резервов светлых нефтепродуктов, а
также порядка вывода НПЗ в ремонт на законодательном уровне.
В самой ФАС подчеркнули, что она предлагала обсудить проблему
еще в августе - сентябре.
Сейчас нефтекомпании по очереди выводят в ремонт свои заводы,
согласовывая график с правительством. Обычно зимой спрос в
России снижается, поэтому один из крупнейших в стране НПЗ
было решено ремонтировать с 1 января до середины мая. Но,
вопреки ожиданиям, цены на нефтепродукты стали расти уже с
начала октября. По данным СПбМТСБ, к первой декаде ноября
АИ-92 подорожал на 7%, до 40,37 тыс. руб. за тонну, АИ-95 -
на 5%, до 42,7 тыс. руб. за тонну. В связи с этим Минэнерго и
ФАС рекомендовали всем нефтяникам снизить экспорт бензина
зимой, а "Газпром нефти" и "Роснефти" -
перенести плановый ремонт на Ярославском НПЗ с 1 марта на 15
апреля 2017 года.
Нефтяники вчера комментировать диалог с ФАС отказались. По
данным источников "Ъ", чтобы не обострять ситуацию,
"Газпром нефть" сократила срок планового ремонта на
МНПЗ на 18 суток и перенесла дату ввода на 18 апреля. Также
компания пообещала увеличить объем переработки на
"Славнефть-ЯНОС" и МНПЗ, чтобы увеличить накопления
бензинов к 1 января. Однако переносить сроки ремонта на
"Славнефть-ЯНОС" "Газпром нефть" и
"Роснефть" считают нецелесообразным "в связи с
проведением плановых ремонтов на других НПЗ в весенне-летнем
периоде". Закреплять механизм и регламентацию
формирования резервов нефтепродуктов законодательно нефтяники
также не хотят, уверяя, что существующий уровень развития
мощностей позволяет в любой момент увеличить объем
переработки нефти и увеличить выпуск светлых нефтепродуктов
"по требованию рынка".
Михаил Турукалов из "Аналитики товарных рынков"
подтверждает заверения нефтяников и полагает, что вопрос не в
недостатке топлива на рынке, а в выгодности экспорта: прибыль
от продаж за рубеж бензина с декабрьской пошлиной - около
40,5 тыс. руб. на тонну, а в январе доходность еще
вырастет.
ЦИТАТА
Мы видим снижение планов на экспорт (бензинов. -
"Ъ") в следующем году. Экспорт на ноябрь-декабрь
минимальный. Жаль, что Минэнерго не озаботилось накоплением
запасов - Дмитрий Махонин, начальник управления контроля ТЭК
ФАС России, 16 ноября