Вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун - о сокращении экспорта
нефти, укрупнении "Роснефти" и о топливе
будущего
Вице-президент и совладелец ЛУКОЙЛа Леонид Федун в интервью
РБК рассказал про свою первую научную работу об ОПЕК,
прокомментировал решение картеля снизить добычу, а также
сообщил, почему компания не стала бороться с
"Роснефтью" за "Башнефть" и на что будут
потрачены сэкономленные на этой сделке деньги.
30 ноября страны ОПЕК впервые за восемь лет договорились о
снижении добычи на 1,2 млн барр. в день, а Россия вслед за
ними согласилась уменьшитьпроизводство на 0,3 млн начиная с
2017 года. Как это решение повлияет на цены на нефть,
российскую нефтяную отрасль и крупнейшую частную нефтяную
компанию России ЛУКОЙЛ, РБК обсудил с ее вице-президентом и
совладельцем Леонидом Федуном. Топ-менеджер утверждает, что,
несмотря на продолжающуюся консолидацию отрасли, компании не
угрожает поглощение.
"ПЕРВУЮ РАБОТУ ПО ОПЕК Я НАПИСАЛ В 1977 ГОДУ"
- Как вы оцениваете решение ОПЕК о сокращении добычи для
индустрии в целом и для ЛУКОЙЛа в частности? Каким образом
российские нефтяники будут снижать добычу, нет ли рисков в
консервации старых скважин? И вообще, на ваш взгляд, это
решение ОПЕК будет выполнено?
- Безусловно. Вы знаете, получилось так, что свою первую
работу по ОПЕК я написал в 1977 году. Для вас это страшно
подумать, а тогда я как раз оканчивал свое военное училище и
писал курсовую работу. С тех пор я очень пристально смотрю за
ОПЕК. И я был одним из немногих, кто считал уже в 2014 году,
что кризис создан ОПЕК.
Цель кризиса - вытеснение с рынка в первую очередь
производителей сланцевой нефти и приостановка роста других
высокозатратных проектов. Я еще тогда предполагал, что ОПЕК
уже в 2015 году вернется к квотам и сможет вернуть цену нефти
на прежние уровни. Но и я, и, что мне приятно, не только я,
но и эксперты ОПЕК, просчитались в финансовых возможностях
США. Просчитались в том, что добывающая компания в США, не
имея свободного денежного потока и имея безумный долг,
который торгуется по 10 центов за доллар, тем не менее
получает дополнительное финансирование. Поэтому только к
концу 2016 года стало понятно, что рынок практически
сбалансирован. Возможности ОПЕК по росту добычи практически
исчерпаны. Настало время, когда можно вернуться к квотам,
стабилизировать рынок и приступить к тренду растущих цен на
нефть.
- Как позиция России, согласившейся присоединиться к решению
ОПЕК, отразится на деятельности и экономике ЛУКОЙЛа,
занимающего второе место по добыче в России, а также на
нефтяной индустрии в целом?
- Только позитивно. По той причине, что лучше производить 10
млн барр. по цене $60 за баррель, чем 15 млн по цене $40. Вы
же экономите на издержках и на транспорте. Во-вторых,
все-таки нефть - это невозобновляемый ресурс, и лучше его
продавать тогда, когда это можно сделать подороже.
- А на какой объем реально сократить добычу физически?
И будет ли это сопряжено с сокращением экспорта? Не повлияет
ли такой шаг на логистику ЛУКОЙЛа и на объем долгосрочных
контрактов с вашими покупателями?
- Конечно, в первую очередь это приведет к сокращению
экспорта, поскольку внутреннее потребление нефти в России
составляет около 100 млн т в год, а мы производим больше 550
млн т. Все остальное - это экспорт либо в виде нефти, либо в
виде нефтепродуктов. Поэтому произойдет сокращение экспорта
как раз на эти 300 тыс. барр. в сутки (натакой объем Россия
готова сократить добычу. - РБК).
Технологически [сократить добычу] никаких проблем нет. Зимой
проводится основная масса ремонтов на скважинах. Это приводит
к сокращению добычи нефти в среднем по году на 150 тыс. барр.
в год. Плюс все компании имеют большое количество так
называемых низкомаржинальных скважин, то есть тех скважин,
которые имеют очень низкую рентабельность и низкие дебиты,
которые очень просто остановить.
- В связи с этим решением вы будете менять в бюджете компании
прогнозы по ценам на нефть ($50-60 за баррель в 2017 году,
$80 - на ближайшие три года) и пересматривать
инвестпрограмму?
- Пока нет. Бюджет сформирован, но у нас есть так называемые
квартальные корректировки. Если, как мы и ожидаем, во второй
половине [2017] года нефть устойчиво уйдет на $50-55 за
баррель и выше, то мы сможем этот прогноз пересмотреть. Хотя
не забывайте про такой риск, как политика ФРС в США. Они уже
один раз повысили ставку ФРС в декабре. А если они повысят
еще один раз и скажут, что еще будет повышение, то будут не
очень хорошие ожидания аналитиков по американскому рынку. Как
это скажется на курсах валют, какое будет давление в целом на
доллар и нефтяные котировки, предсказать очень сложно.
Поэтому мы лучше будем консервативны.
"ЕСТЬ КУДА ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ"
- Давайте теперь обратимся к самой громкой истории последнего
времени - приватизации "Башнефти". Почему ЛУКОЙЛ не
стал в ней участвовать?
- Потому что дорого. Мы посчитали, что та цена, которая
запрашивается государством за этот актив, - чрезвычайно
высокая (в середине октября "Роснефть" заплатила за
50,08% "Башнефти" $5,3 млрд. - РБК). Плюс те
налоговые изменения, которые происходят и которые
планируются, например, приведут к тому, что та переработка,
которая сегодня у "Башнефти", будет не только
низкомаржинальна, но и, возможно, уйдет в отрицательные
значения.
- Какая цена на долю в "Башнефти" вас бы
устроила?
- Знаете, проигравший уже обычно об этом не должен говорить.
Мы проиграли, ушли и забыли про это.
- Получается, что, за счет того что вы сохранили эти средства
и за счет других ваших достижений, у ЛУКОЙЛа очень сильно
вырос свободный денежный поток. По итогам девяти месяцев 2016
года он составил почти $3 млрд.
- Да.
- Куда вы будете тратить эти средства - на дивиденды или на
приобретения?
- Во-первых, мы утвердили новую дивидендную политику
(предполагает, что компания будет направлять на дивиденды 25%
чистой прибыли, выплаты акционерам должны быть в приоритете
при распределении денежного потока. - РБК). Мы сегодня самая
щедрая нефтяная компания с точки зрения дивидендной выгоды.
Во-вторых, у нас есть планы по развитию как в России, так и
за рубежом. Мы сейчас провели успешное бурение на Каспии, у
нас очень обнадеживающие открытия на Балтике. То есть есть
куда тратить деньги. Мы приступили, опережая сроки, к
разведочным и буровым работам на Таймыре (Восточно-Таймырский
участок недр, который ЛУКОЙЛ выиграл в августе 2015 года,
обойдя на конкурcе "Роснефть". - РБК). Там может
быть гигантский запас [нефти], а может не быть ничего. Это
геологоразведка, то есть средства будут нужны.
Кстати, очень хорошие результаты показало бурение на десятом
блоке в Ираке (ЛУКОЙЛ и японская Inpex Corporation получили
право на геологоразведку и последующую разработку этого
участка на юге Ирака в мае 2012 года. В июне 2016 года они
начали там бурить первую разведочную скважину. - РБК). Чтобы
были такие результаты в России - об этом можно только
мечтать, когда получаешь почти 200 м песчаника, насыщенного
нефтью. Мы рассчитываем, что в начале следующего года Иран
опубликует новый нефтяной контракт, в котором будет
возможность и ставить нефть на свой баланс, и получать доход
от роста стоимости нефти. Поэтому нам средства нужны, есть
куда расти. - Может быть, акции "Роснефти" купите
сейчас? "Роснефть" после покупки
"Башнефти" стала такой большой компанией, что
покупка ее акций - это своего рода инвестиция в российскую
нефтяную отрасль, которая продолжает расти, несмотря на
западные санкции. С этой точки зрения вам могла быть
интересна такая сделка?
- А смысл? Мы же не финансовый партнер, мы нефтяная компания.
- То есть вы так же, как китайцы: если у вас нет возможности
влиять на решения, лучше не участвовать в приватизации?
- Конечно, нет. У нас есть более эффективные возможности по
использованию средств.
- Неужто была возможность отказаться? Ведь в принципе было
известно о том, что президент Владимир Путин беседовал об
этом с вашим партнером, президентом ЛУКОЙЛа Вагитом
Алекперовым 31 октября на открытии месторождения им.
Филановского...
- А кому известно? Мне кажется, что это спекуляция
просто.
- То есть этого не было?
- По крайней мере ни Вагиту Юсуфовичу, ни мне об этом не было
известно.
- То есть не было этой встречи на месторождении им.
Филановского?
- Встреча была, но никто нам такие вопросы не ставил.
- И в машину Алекперов с Путиным не садился, как писали
"Ведомости", и не обсуждал участие ЛУКОЙЛа в
приватизации "Роснефти"?
- Вы знаете, давайте оставим это вне ответа.
- В октябре на форуме "Россия зовет!" Путин
пообещал ЛУКОЙЛу как одной из компаний, проявлявших интерес к
приватизации "Башнефти", различные преференции.
Речь шла о поддержке в том числе в области получения
лицензий. "Мы будем поддерживать все наши компании, если
не в этой сделке, то по другим направлениям, обеспечивая их
эффективную работу на российском, международном рынках и
повышая их капитализацию, в том числе предоставляя им
лицензии на расширение их деятельности", - сказал тогда
Путин. Был какой-то предметный разговор об этом после форума
на уровне руководства компании с президентом или его
представителями?
- Нет, мы ничего не обсуждали.
Но мы считаем, что та поддержка, которая сегодня существует
со стороны государства,для нас достаточна. Достаточна для
того, чтобы мы успешно работали в России.
Что касается той программы, которую должно подготовить
Минэнерго по поводу сокращения добычи в Российской Федерации,
то мы рассчитываем, что это должно быть постановление
правительства, в котором будут записаны не только
обязательства компании по сокращению [добычи нефти], но и
какие-то меры по поддержке со стороны государства этого
решения.
- А какие бы вы хотели меры поддержки?
- Давайте мы сейчас не будем их обсуждать. Мне не хотелось бы
забегать вперед и обнародовать их даже через ваше уважаемое
издание. У нас есть определенные просьбы, эти просьбы мы
будем пытаться обсуждать.
- Это оптимизация налогов?
- Увидим. Давайте дождемся девятого числа (на 9 декабря
назначена встреча ОПЕК со странами-производителями, не
входящими в картель. - РБК).
"Я НЕ ОЩУЩАЮ НИКАКОЙ УГРОЗЫ"
- Если обсуждать немножко философскую тему, вас не пугает
укрупнение "Роснефти", которое сейчас
происходит?
- А почему меня должно это пугать? Я пришел в нефтяную
индустрию, когда она была целиком государственная, потом была
нефтяная компания ЛУКОЙЛ и государство, теперь снова нефтяная
компания ЛУКОЙЛ и государство. Ничего страшного.
"Сургут" ("Сургутнефтегаз". - РБК) же это
не пугает, и меня не пугает, и "Татнефть" не
пугает. Укрупнение идет во всем мире. Вот ExxonMobil
укрупнился до невозможности, в свое время BP этим же активно
занималась. Вопрос должен быть не в размерах, а в
эффективности. Если мы будем достаточно эффективны, то в
развитии компании никаких сомнений нет. Сегодня, на наш
взгляд, ЛУКОЙЛ - одна из самых эффективных компаний
отрасли.
- Но вы не чувствуете какого-то давления крупной
государственной компании, может быть, какой-то исходящей от
нее угрозы? - В чем? Я думаю, что это больше уже работа
журналистов. Мы этого не ощущаем.
- Однако по итогам последних событий налицо некое силовое
давление не только на вашу компанию. "Башнефть"
была первой, а сейчас весь рынок говорит о том, что вы
следующий кандидат на поглощение "Роснефтью". Есть
у вас чем защищаться?
- Я не ощущаю никакой угрозы. - И даже теоретически? Что
будете делать, если "Роснефть" попытается поглотить
ЛУКОЙЛ?
- Нет, теоретически все может быть, условно говоря. Знаете,
никогда не говори никогда. То есть к тебе придут и скажут,
что, условно говоря, за твою компанию мы тебе предлагаем $100
млрд. Кто откажется? Я лично - нет. Насчет Вагита Юсуфовича
не знаю. Я условно говорю. А зачем заниматься сейчас
гаданием? Если что-то будет, то будет. Пока те сделки,
которые проходили, условно говоря, с той же
"Сибнефтью" (после продажи "Газпрому" за
$13 млрд в 2005 году переименована в "Газпром
нефть"),с "Башнефтью", они носили рыночный
характер. - У вас была хорошая синергия с
"Башнефтью", но, после того как
"Роснефть" купила ее контрольный пакет, она
расторгла достаточно важные контракты по поставке вашей нефти
на башкирские заводы и продаже ЛУКОЙЛу нефтепродуктов с этих
заводов. А сейчас обсуждается вопрос об отказе покупать у
ЛУКОЙЛа электроэнергию для нужд "Башнефти". Как
дальше вы видите развитие совместных проектов в рамках
"Башнефть-Полюса", где у ЛУКОЙЛа 25%? И можно ли
вообще работать с таким партнером, как "Роснефть",
на месторождениях им. Требса и Титова, так же, как вы
работали с "Башнефтью"?
- Мы работаем с "Роснефтью", у нас есть несколько
совместных проектов: на Каспии, в Азовском море. И ни одна
компания не будет работать во вред себе, понимая экономику
проекта. Та экономика, которая сложилась сегодня в
"Башнефть-Полюсе", формируется за счет
инфраструктуры, которая была создана ЛУКОЙЛом. И я не вижу
никаких экономических предпосылок для того, чтобы
"Роснефть" от этого отказалась. У нас масса
проектов с "Роснефтью", и мы не видели никогда
никаких трений. Да, возникают обычные дискуссии
экономического характера, которые мы всегда решали.
- А куда вы перенаправили ту нефть, которую
"Башнефть" у вас перестала покупать?
- На экспорт. Тем более что сегодня экспорт более выгоден,
чем переработка внутри страны.
- А по терминалу Варандей, принадлежащему ЛУКОЙЛу, не было ли
разговоров о скидках на прокачку нефти "Башнефти",
перешедшей под контроль "Роснефти"?
- Подождите, есть тарифы, которые предложены. Если посчитают
необходимым тратить большие деньги, направлять по другому
маршруту - мы будем это обсуждать.
- А сейчас пока нет таких разговоров?
- Пока нет. Но экономика Варандея сегодня предпочтительнее.
"Башнефть" же тоже как бы не работала себе в
убыток. Они выторговали ровноте условия, на которые мы
согласились. Всегда процесс соглашения - это как бы продукт
согласия при непротивлении сторон.
"КОЛЕЧКО С БРИЛЛИАНТИКОМ - БУДУЩЕЕ ЭТОЙ
ИНДУСТРИИ"
- Каков ваш взгляд на будущее нефти? Глава Сбербанка Герман
Греф часто говорит, что данные - это новая нефть. Многие
пророчат уже скорый конец сырьевой экономике, переход в
какое-то новое состояние.
- Я сегодня всей своей презентацией [на конференции
"Будущий облик мировой энергетики: новые вызовы,
приоритеты, возможности"] пытался показать, что при моей
жизни - не знаю, как при вашей, - нефть останется основным
энергетическим источником для транспорта. А через некоторое
время в будущем и, может быть, даже для машиностроения. В
мире 2,5 млрд автомобилей и других движущихся средств,
которые работают на бензине либо на дизеле. Через 15 лет в
мире появится 160 млн электрических автомобилей, но, пардон,
это будет всего-навсего 8% - в лучшем случае, даже при самой
буйной фантазии - 10% от существующего рынка. Если бы не было
электрических автомобилей, нам бы пришлось добывать в мире
примерно на 3,5-5 млн барр. нефти в сутки больше, чем сейчас.
А где ее взять? То есть на самом деле электрические
автомобили, гибриды, другие средства повышения эффективности
и снижения потребления топлива - они союзники, поскольку они
удерживают рынок от перегрева и от вздутия высоких цен. А
высокие цены гораздо опаснее.
Гораздо важнее другое. Я не думаю, что двигатель внутреннего
сгорания при нашей с вами жизни исчезнет. Есть технология,
которая позволяет получать дизельное топливо из бактерий и
водорослей. Не так, как раньше их перерабатывали, а как
получается спирт: дрожжи, сахар и спирт. А здесь солнце,
соленая вода и течет дизельное топливо. Но пока стоимость его
превышает $150 за баррель.
Но если цена [нефти] будет высокой, технологии будут
совершенствоваться, то альтернатива нефти возникает
достаточно серьезная. Поэтому мы сегодня и пытались сказать,
что $80 за баррель нефти - это такая golden price (золотая
цена. - РБК), которая позволяет, с одной стороны,
удовлетворять потребности потребителей - достаточно дешевый
бензин, дешевое дизельное топливо, дешевая транспортная
составляющая. С другой стороны, обеспечивать нефтяникам
воспроизводство ресурсов в достаточном количестве. В-третьих,
это сдерживает совершенствование тех же двигателей
внутреннего сгорания, появление альтернативных видов топлив,
сдерживает бурное развитие тех же электрических автомобилей,
поскольку они при $80 за баррель нефти по-прежнему остаются
своего рода "экологической игрушкой". Поэтому в
идеальном мире мы, конечно, желали бы жить при цене на нефть
$80 за баррель плюс инфляция.
- Еще до того, как "Башнефть" сменила собственника,
вы возобновили скупку акций ЛУКОЙЛа вместе с вашим партнером
Вагитом Алекперовым. Насколько выросла доля менеджмента по
итогам последних приобретений?
- Мы каждый год публикуем отчеты, в которых говорится о том,
у кого какая доля в капитале компании. Я еще не перебил 10%,
он не перебил 25%.
- А почему вы так активно скупали бумаги именно сейчас?
- Цена была очень низкая, и, на мой взгляд, условно говоря,
80% годовых в валюте какой еще актив вам предложит? Акции
ЛУКОЙЛа - пожалуйста.
- Еще в пятницу ЛУКОЙЛ продал алмазную компанию
"Архангельскгеолдобыча" за $1,45 млрд
"Открытие Холдингу", в котором вы тоже
совладельцы.
- Ну очень незначительные.
9% у нас.
- Покупателем все-таки стал основной владелец
"Открытия" Вадим Беляев. Насколько известно, он
давно мечтал какой-то реальный актив приобрести.
- Для нас понятно, что это тоже углеводород, но это несколько
другой углеводород. Алмаз отличается от угля и нефти. Хотя с
точки зрения бизнеса это хорошее нефтяное месторождение с
запасами на 200 млн т при совершенно другой налоговой среде.
Я лично помню, как делал эту сделку много-много лет назад,
когда покупал "Архангельскгеолдобычу". Мы вложились
в самое передовое предприятие в отрасли и мире. Не в России,
а в мире. Это актив с очень хорошими запасами алмазов.
Для чего это нужно "Открытию", лучше спросить у
них. Но я так понимаю, им важно иметь актив, генерирующий
валютный доход. Поскольку алмазы продаются в Антверпене, цена
на них все время растет. Самая главная заслуга компании De
Beers [в создании] engagement rings (обручальных колец. -
РБК), которые всегда дарятся с бриллиантом на свадьбу, в том
числе китайцами. Хотя еще 30 лет назад у них алмаз считался
вдовьим камнем. Теперь хорошая китайская невеста хочет иметь
на пальчике колечко с бриллиантиком, и в этом будущее этой
индустрии.
"Цель кризиса - вытеснение с рынка в первую очередь
производителей сланцевой нефти и приостановка роста других
высокозатратных проектов"
"Если цена [нефти] будет высокой, технологии будут
совершенствоваться, то альтернатива нефти возникает
достаточно серьезная. Поэтому мы сегодня и пытались сказать,
что $80 за баррель нефти - это такая golden price"
2% мировой добычи
ЛУКОЙЛ - крупнейшая частная нефтяная компания России. За
первые девять месяцев 2016 года компания добыла 606 млн барр.
нефти и газа в нефтяном эквиваленте: по 2,2 млн барр. н.э. в
сутки, или более 2% общемировой добычи. Выручка ЛУКОЙЛа по
итогам января - сентября 2016 года составила 3,8 трлн руб.,
чистая прибыль - 160,2 млрд руб. Согласно меморандуму
компании, подготовленному в конце октября 2016 года,
менеджменту принадлежало 34,3% акций ЛУКОЙЛа, в том числе
президенту Вагиту Алекперову - 22,96%, вице-президенту
Леониду Федуну - 9,78%. У подконтрольной ЛУКОЙЛу Lukoil
Investments Cyprus Ltd. - 16,18%, остальные акции - в
свободном обращении. Капитализация ЛУКОЙЛа на Лондонской
бирже на 2 декабря - $43,9 млрд.