Спор вокруг тарифов на прокачку нефти по нефтепроводу
Заполярье--Пурпе обостряется. "Транснефть" начала
прокачку, не согласовав тариф с ФАС, и в одностороннем
порядке установила его на уровне более 1 тыс. руб. за тонну —
в 2,5 раза выше, чем предлагал регулятор, и в разы выше, чем
готовы платить нефтяные компании. Вопрос будет вынесен на
правительственную комиссию по ТЭК, но собеседники
"Ъ" допускают, что в итоге он вновь дойдет до
президента.
"Транснефть" начала прокачку по нефтепроводу
Заполярье--Пурпе, установив для нефтяных компаний тариф в
1,034 тыс. руб. на тонну, сообщил вчера советник главы
"Транснефти" Игорь Демин. Он уточнил, что нефть
идет в западном направлении в порты Балтики, Новороссийск и
на НПЗ, так как направление на ВСТО полностью загружено. С
сентября в системе скопилось для поставки 600 тыс. тонн, еще
300 тыс. тонн "Транснефть" может принять в декабре
с Пякяхинского месторождения ЛУКОЙЛа и Мессояхского
месторождения "Роснефти" и "Газпром
нефти".
Таким образом, "Транснефть" увеличила тариф даже по
сравнению с тем уровнем, который сама предлагала на
утверждение в ФАС — 692 руб. за тонну. Нефтяные компании
сочли такой тариф слишком высоким, и ФАС предложила
компромиссный вариант в 399 руб., однако
"Транснефть" отозвала свою заявку до утверждения
тарифа. Как пояснил господин Демин, нынешнее увеличение
вызвано тем, что "Транснефть" пересчитала объемы
транспортировки нефти с учетом позиции Минэнерго (оно сочло
ожидания компании по темпам сдачи нефти в систему слишком
оптимистичными), а также с учетом изменения прогноза по
инфляции.
Начальник профильного управления ФАС Дмитрий Махонин
подтвердил, что нынешний тариф "Транснефти" не
согласован с регулятором, и дал понять, что после утверждения
итогового тарифа плата за прокачку будет пересчитана.
Спор между "Транснефтью", нефтяными компаниями и
ФАС вокруг тарифа на прокачку по нефтепроводу
Заполярье--Пурпе тянется уже несколько месяцев. Он возник
из-за того, что итоговые объемы поставок в трубу со стороны
компаний оказались существенно ниже заявленных при расчетах и
строительстве. После того как нефтекомпании сократили планы
добычи, для сохранения рентабельности проекта потребовалось
увеличить тариф, однако стороны кардинально разошлись в своих
предложениях.
ФАС настаивает на тарифе в 399 руб. на тонну, называя
предложение "экономически обоснованным, достаточно
разумным, приемлемым" компромиссом. Нефтяные компании
придерживаются идеи повышения среднего сетевого тарифа на
прокачку по системе "Транснефти" на 1,94% для
компенсации выпадающих доходов "Транснефти" на
Заполярье--Пурпе. Как говорит источник "Ъ" в
отрасли, когда стало очевидно, что стороны очень далеки друг
от друга, было решено не срывать план запуска трубы, а уже
"по ходу дела" договариваться о тарифе. По его
словам, этот процесс может затянуться и решаться уже на более
высоком уровне — на президентской комиссии по ТЭК.
Аналогичная ситуация сложилась и с нефтепроводом
Куюмба--Тайшет, прокачка по которому технически началась, но
тарифа до сих пор нет. "Транснефть" изначально
предлагала установить стоимость прокачки на уровне 513 руб.,
затем компания отозвала свою заявку в ФАС и теперь временно
установила тариф в 835,2 руб.
Позиция "Транснефти" понятна, отмечает глава Small
Letters Виталий Крюков, так как компания вложила деньги в
строительство трубы и теперь хочет возврата инвестиций. В то
же время сейчас Россия собирается сокращать добычу вместе с
ОПЕК, и нефтяники могут быть вынуждены еще больше сократить
сдачу нефти в трубопроводы. По мнению эксперта, спор, вполне
вероятно, придется решать на уровне президента.