По предварительным подсчетам, размер убытков, причиненных
российской монополии во время неудачной швартовки греческого
танкера в Приморске, составляет 5 млрд рублей
Фото: ТАСС/Сергей Петров
20 ноября греческий танкер «Дельта Пионер», заходя в
балтийский нефтеналивной порт Приморск в Ленинградской
области, повредил один из причалов российской
нефтетранспортной монополии — «Транснефти». При швартовке
танкера у одного из буксиров, сопровождавших «Дельта Пионер»,
оборвался трос, из-за чего греческое судно нарушило
конструкцию причала. Эта авария стала первой за всю
российскую и советскую историю нефтеэкспорта. По
предварительным данным, компания понесла убытки в размере 5
млрд рублей. Кто заплатит за испорченный причал «Транснефти»,
разбирались «Известия».
После ЧП «Транснефть» выступила с официальным заявлением. «В
порту Приморск при швартовке танкера «Дельта Пионер» (флаг
Греция) к первому причалу для налива ресурса тремя буксирами
«Роснефтефлота» произошел обрыв буксировочного троса у
буксира «Посейдон» и последующее наваливание (небольшое
столкновение. — «Известия») кормы танкера на конструкции
причала. В результате повреждены эстакада и пал первого
причала», — говорится в сообщении компании.
«Транснефть» обратилась в суд, чтобы наложить арест на
греческое судно, объяснив это тем, что восстановление
имущества имеет государственное значение: через Приморск
экспортируется нефть во многие страны Европы, и приостановка
отгрузки окажет негативное влияние на исполнение плановых
налоговых обязательств и «Транснефти», и российских нефтяных
компаний.
Согласно материалам суда, в результате столкновения были
повреждены как сам нефтеналивной причал, так и расположенные
на нем основные средства, сильно повреждены сваи, на которых
стоит причал. Из-за значительных повреждений дальнейшая
эксплуатация причала невозможна и, помимо вопроса о том, кто
заплатит за его ремонт, встает и вопрос о том, кто его
отремонтирует.
Официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин пояснил
«Известиям», что сооружение порта Приморск происходило в 1999
году в рамках строительства Балтийской трубопроводной
системы, именуемой сейчас БТС-1. Тогда субподрядной
организацией по строительству причалов стал
«ЛенморНИИпроект». Разработчиком всей проектной документации
для «Транснефти» последние годы выступает ее дочерняя
компания — «Гипротрубопровод».
По словам источника, знакомого с ситуацией, «ЛенморНИИпроект»
является основным претендентом на ремонт причала. Его
специалисты и представители других проектировщиков сейчас
исследуют повреждения. По их подсчетам, стоимость ремонта
оценивается примерно в 5 млрд рублей, что составляет половину
от стоимости нового причала.
В компании «ЛенморНИИпроект» получить оперативный комментарий
не удалось.
В данный момент танкер «Дельта Пионер» арестован до 14
декабря по решению Арбитражного суда Санкт-Петербурга и
Ленинградской области и находится в порту Приморск. Вместе с
тем, по словам источника «Известий» в порту, вина греческого
танкера косвенна, так как в данном случае причина ЧП в том,
что буксировочный трос не был должным образом закреплен на
борту буксира.
Источник также сообщил, что причиной аварии мог стать и отказ
некоторых нефтяных компаний от использования услуг единого
буксирного флота Приморска, оператором которого является
«Транснефть». Суть отказа сводится к использованию компаниями
собственных буксиров для загрузки танкеров нефтью.
В Ространснадзоре установили три основных нарушения во время
причаливания греческого судна, сообщил источник «Известий» в
ведомстве. По данным Ространснадзора, скорость причаливания
была превышена в несколько раз, танкер должны были вести не
три, а минимум четыре буксира. К тому же, танкер швартовался
к причалу правым бортом вместо левого. В ведомстве на запрос
«Известий» не ответили.
По словам первого вице-президента «Транснефти» Максима
Гришанина, убытки от аварии уточняются и в начале 2017 года
будет готова проектная документация с детальными подсчетами.
— Мы пригласили специализированные проектные институты, они
работают в Приморске. Оценка будет, когда будет готова
проектная документация, — в начале 2017 года, — сказал
Гришанин «Известиям». Он отметил, что компания надеется
возместить убытки за счет страховки.
Как следует из материалов «Транснефти», компания страхует
свои риски в страховой группе «Согаз». Однако, как объяснил
«Известиям» руководитель практики разрешения споров
юридической фирмы Lidings Сергей Кислов, в данном случае
«Согаз» останется непричастен к инциденту, так как авария
произошла не по причине действий собственников порта, то есть
«Транснефти». Выплаты должна будет обеспечить либо компания –
страховщик буксира, либо компания – страховщик греческого
судна.
«Транснефть» обратилась с требованием к компании Delta
Tankers, являющейся оператором танкера «Дельта Пионер», о
предоставлении гарантии возмещения ущерба, а также провела
переговоры с представителями ее страховщиков. Однако,
согласно материалам суда, до настоящего времени собственник
судна таких гарантий не предоставил. В Delta Tankers на
запрос «Известий» не ответили.
Адвокат коллегии адвокатов «Клишин и партнеры» Дмитрий
Палубин отмечает, что, для того чтобы понять, кто заплатит
«Транснефти» за разрушенный причал, необходимо установить
виновника аварии.
— Если будет установлена виновность капитана, который
управлял танкером «Дельта Пионер», то возмещать вред должна
будет компания – собственник корабля, либо ее страховая
фирма. Если будет доказана вина буксира, то его страховая
компания должна будет платить за испорченный причал, — сказал
он.
В то же время Сергей Кислов из Lidings объясняет, что,
согласно Кодексу торгового мореплавания РФ, априори в таком
случае виноват буксир, если не было заключено дополнительных
договоров.
— По кодексу вина возлагается на судно-буксир. Но только в
том случае, если не будет доказано, что вред был причинен не
по вине буксира, — сказал он.
— Стороне, представляющей судно-буксир, придется доказывать,
что капитан судна, следующего на буксире, допустил какие-то
явные ошибки, которые привели к аварии, и капитан буксира не
имеет к этому никакого отношения. В этом случае презумпция
вины капитана буксира может быть отменена, — сообщил эксперт.
Он резюмировал, что за причал должна будет заплатить
страховая компания виновника в объеме, который предусмотрен
договором страхования с этим лицом.