Страны ЕС могут вынудить отчитываться перед Еврокомиссией
(ЕК) о контрактах в нефтегазовой сфере с третьими
государствами перед их заключением. Такое решение было
принято Советом ЕС. Новое правило подписания соглашений в
этой отрасли должно быть одобрено вначале Европарламентом, а
затем - Советом ЕС. После этого ЕК получит право проверять
подобные сделки на соответствие законодательству союза.
В Европарламенте "Известиям" признались: решение
возвести очередную бюрократическую преграду направлено прежде
всего против России и носит во многом политический
характер.
- В Европарламенте хватает людей с антироссийскими
настроениями, которые говорят, что мы должны избавиться от
российской "газовой иглы". Но при этом ЕК и Марош
Шефчович (вице-председатель ЕК по энергосоюзу. -
"Известия" ) на этой неделе заявили, что Евросоюз в
этом году заключил шестое, рекордное соглашение с Россией по
поставкам газа. Когда подобные заявления звучат из уст
еврокомиссара, становится очевидно: экономика и
стратегические интересы берут верх над лозунгами. Все дело в
том, что Еврокомиссия хочет быть более информирована.
Понятно, что желание ЕК диверсифицировать потоки, то есть
меньше закупать у России и больше ввозить, условно - из
Катара, разбилось о реальную экономику, поскольку поставки
газа оттуда получаются "золотыми", - отметил в
беседе с "Известиями" европарламентарий от Латвии
Андрей Мамыкин.
По его словам, с одной стороны, теоретически ЕК сможет
блокировать заключение контрактов, а с другой - механизм
"настолько неясный", что есть несколько способов
его обойти. Но как бы то ни было - новая бюрократическая
процедура будет как минимум отнимать время.
- При системе сдержек и противовесов между национальными
правительствами и ЕК ничего страшного произойти не должно, но
времени на заключение сделок уйдет больше. ЕС - это не США.
Если в будущем Еврокомиссия сконцентрирует в своих руках
такую власть, что станет панъевропейским правительством,
тогда будет как в США: Вашингтон сказал, а в Техасе
выполняют. Вместе с тем вполне вероятно, что эта инициатива
по нефти и газу будет поддержана Европарламентом. Ведь нет ни
одного пленарного заседания в Страсбурге, где не принималось
бы антироссийской резолюции. В прошлом году Европарламент
принял 12 резолюций по России, - подчеркнул евро
парламентарий.
Между тем, как считает заместитель председателя комитета
Совета Федерации по международным делам Андрей Климов,
подобные решения Брюсселя - отражение "острой фазы
борьбы между национальной и наднациональной
бюрократией".
- Брюссель ищет инструменты воздействия, чтобы даже такие
страны, как Германия, не могли принимать решения
самостоятельно. Например, "Северный поток-2" -
чисто немецкая история, в которую Германия старается никого
не пускать. А ЕК хочется, чтобы все происходило при ее
участии. Когда речь заходит об энергетике, Россия - главный
поставщик - выходит на первый план. И тут же появляются силы,
которым не очень интересна энергия, зато очень интересна
русофобия. Эти силы решили ввести определенный контроль за
деятельностью независимых государств в вопросе
энергоносителей. На очереди - ядерная энергетика, - сказал
"Известиям" Андрей Климов.
При этом он напомнил, что базовые соглашения ЕС позволяют
Брюсселю на законных основаниях принимать подобные меры,
поскольку изначально была договоренность, что экспорт -
"это национальная история", а импорт - общая
тема.
- Отвечать национальной бюрократии на эту деятельность
брюссельских чиновников будет очень сложно. Надо либо
пересматривать фундаментальные документы, либо искать
компромисс. Россия в данном случае оказывается стороной
проблемы. Но мы не можем договариваться со всеми. Это длинный
путь, и мы уже пытались сделать это с "Южным
потоком". Если бы это был чистый бизнес, то был бы
другой разговор, а здесь все замешано на русофобских
настроениях, - заключил сенатор.
Как рассказал "Известиям" руководитель
аналитического управления Фонда национальной энергетической
безопасности Александр Пасечник, историю с ЕК и нефтегазовыми
контрактами стоит воспринимать как "политику с примесью
бюрократии". По его словам, европейские чиновники
пытаются создать как можно больше регламентирующих бумаг,
усложняя процедуру заключения сделок и затягивая процесс.
- В ЕС понимают, что без российского газа им далеко не
уехать. Но там пытаются показать, что ведется работа по
усложнению различных процессов, а их "младшие
партнеры" - страны ЕС - у них на крючке. Это лишь
затягивает процедуры заключения контрактов. Но мы эти барьеры
преодолеваем. Есть пример, когда у "Газпрома"
возникли проблемы с польскими регуляторами по "Северному
потоку-2", но компании удалось найти другие пути
реализации проекта. Возможности обойти эти ограничения есть.
Кроме того, цель подобных решений - убаюкать Вашингтон. Но
думается, что с приходом Дональда Трампа США ослабят вожжи и
на самом деле сейчас намечается курс на партнерство. Уже в
2019 году по "Северному потоку-2" и по
"Турецкому потоку" может пойти первый газ, -
пояснил Александр Пасечник.
Источник в нефтегазовой отрасли, хорошо знакомый с ведением
переговоров с ЕС, заверил в беседе с "Известиями",
что Россия внимательно следит за ситуацией, но делать
практические шаги преждевременно, поскольку закон еще не
принят окончательно.