Еще в советские времена было замечено, что в системе
магистральных нефтепроводов скапливаются «ничьи» остатки
нефти. После создания первых нефтяных компаний и
государственного предприятия «Транснефть» принадлежность этой
нефти стала все больше интересовать как государственные
органы управления, так и новые нефтяные компании. Государство
поступило как обычно: был изучен иностранный опыт, и решение
проблемы было найдено в США. Решением был Банк качества нефти
(сокращенно БКН).
В США тысячи нефтяных компаний. Как и в России, они сдают
нефть в системы магистральных нефтепроводов, а на выходе
получают смесь. Если качество вашей нефти выше качества
смеси, то вы останетесь недовольны. Для того, чтобы этого не
было, американцы придумали БКН. Сдавая нефть в систему, вы в
документах указываете ее фракционный состав. По нему
рассчитывается стоимость партии, и на выходе вы получаете
партию нефти, эквивалентную по стоимости, а не по объему,
сданной партии нефти. Все довольны, а никаких остатков не
образуется.
Для решения проблемы советское государство заключило контакт
с американской компанией PwC. Эта компания под руководством
Джерри Рохана разработала БКН для СССР. Отчет передали
«Транснефти», но вместо внедрения она потребовала доработки
БКН применительно к нашим условиям. Для доработки БКН
«Транснефть» заключила договор с одним из башкирских
институтов, и он за пять лет похоронил проект. Почему? Потому
что качество башкирской нефти самое плохое в России и БКН —
их враг. Так «Транснефть» начала борьбу за контроль над
остатками нефти в трубе.
В 1990-е годы начали появляться небольшие нефтяные компании,
главным акционером которых была «Транснефть». Эти компании
добывали и экспортировали нефть, но правоохранительные органы
быстро разобрались в том, что объем экспорта намного
превышает объем добычи.
Затем были изобретены десятки вариантов обезличивания и
продажи избытков нефти. «Транснефть» держалась за остатки
нефти, мотивируя это тем, что справедливо поделить их между
нефтяными компаниями невозможно. Всегда находились нефтяники,
которые поддерживали «Транснефть», и всегда находились
чиновники, которые «вскрывали» новые схемы. Интересная
деталь: отгрузка в хранилища неучтенных остатков нефти на
диспетчерском сленге обозначается выражением «рубить хвосты».
По сути, дополнительные доходы «Транснефти» адекватны прибыли
от торговли нефтью полноценного месторождения федерального
значения, но без инвестиций в проект.
На самом деле давно и хорошо известно, как по справедливости
вернуть остатки нефти нефтяникам. Введите, наконец, Банк
качества нефти и возвращайте остатки владельцам. Но все
боятся сказать это, так как трубопроводная монополия убеждает
строптивых нефтяников отказом от транспортировки нефти. В
этом плане подача «Роснефтью» иска об обеспечении
имущественных интересов важнее, чем противостояние компаний.
В случае положительного решения суда будет создан прецедент,
который может обрубить этот источник доходов монополии.
О каких деньгах идет речь? По данным Санкт-Петербургской
международной товарно-сырьевой биржи, «Транснефть» в 2013
году реализовала на бирже 525 тыс. тонн нефти на сумму 7,44
млрд рублей, в 2014 году — 80 тыс. тонн нефти на сумму 1,16
млрд рублей. По данным СМИ, в 2016 году было продано 600 тыс.
тонн нефти, но выручка не известна. Конечно, это не все.
Сколько-то нефти ушло на независимые российские НПЗ, а
сколько-то — на экспорт.