По информации Росстата, самая высокая цена на бензин Аи-92,
зафиксированная в Москве, составляет 37,30 рубля, а топливо
Аи-95 сегодня стоит в среднем 41,60 рубля за литр. За полтора
месяца стоимость топлива выросла на 1,48 рубля и 3,02 рубля
соответственно. В то же время эксперты продолжают
успокаивать: ценовых скачков ожидать не стоит, рынок просто
переживает сезонное обострение.
— Сейчас дают о себе знать отголоски былого роста топливных
цен на бирже и в мелком опте, — поясняет аналитик рынков
Михаил Турукалов. — Но сейчас ситуация изменилась. Мы видим,
что на бирже цены пошли вниз, а в оптовых продажах они
стабилизировались. Никаких показателей для резких скачков цен
сегодня нет. И сезон только начинается. Резкий рост спроса на
топливо еще не произошел. Он будет только через месяц, а то и
полтора, с началом дачного сезона и массового выезда
москвичей за город.
Эксперты отмечают: росту стоимости бензина на внутреннем
рынке способствует объективный рост мировых цен на нефть.
— От цены за баррель зависит курс рубля, — поясняет экономист
Лев Могилевский. — Нефть влияет на ценовую политику почти на
всех рынках. Но сегодня ситуация особая: производителям
выгоднее отправлять нефтепродукты на экспорт. Пошлины
снижены. В то же время акцизы на бензин на сегодняшний день
довольно высоки. На внутреннем рынке остается меньше
продукции, что также способствует ее подорожанию.
Впрочем, в столице ценовые качели ощущаются не так сильно:
большая конкуренция между поставщиками заставляет держать
стоимость топлива в разумных рамках.
— К тому же сейчас наметилась тенденция к отказу от личного
транспорта среди москвичей, — продолжает Могилевский. —
Пробки и платная парковка во многих районах заставляют людей
задуматься об экономии средств. Все больше автовладельцев
вылезают из-за «баранки» и пересаживаются на общественный
транспорт.
Остается открытым и вопрос качества бензина. Прошедшая зима
принесла столичным автолюбителям достаточно неприятных
впечатлений. Исправить ситуацию старается народный
контроль.
— Рано или поздно все выходит на поверхность, — говорит лидер
организации «Гражданский контроль качества топлива» Дмитрий
Курзанцев. — Когда цены на бензин начинают расти, у некоторых
поставщиков появляется больше соблазнов подсунуть потребителю
суррогат вместо качественного продукта. Зимой мы регулярно
проводили рейды по столичным автозаправкам и выявили
достаточно нарушений. Останавливаться не планируем. Но
необходима четкая проработка контроля качества топлива в
законодательстве.
Эксперты сходятся в одном: резких скачков цен на бензин не
будет, однако их плавный рост неизбежен.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Александр Пасечник, Руководитель аналитического управления
фонда Национальной энергетической безопасности:
- Существует государственная задача — не повышать цены на
бензин. На сегодняшний день нет серьезных факторов, которые
могли бы спровоцировать рост цен на топливо. Тех, кто
спекулирует на рынке и старается искусственно завысить цены
на топливо, призывают к ответу. Ситуация на топливном рынке
столицы и России в целом сегодня находится под бдительным
контролем Федеральной антимонопольной службы, а также
Министерства энергетики. Исходя из существующей задачи цены
на бензин не превысят уровня существующей и прогнозируемой
инфляции, а она, в свою очередь, не превысит 5–6
процентов.
Александр Бузгалин, экономист:
- Топливная энергетика — та сфера, где просто необходимо
регулирующее воздействие со стороны государства. Предложений
может быть много — от четкого и жесткого регулирования цен на
бензин для общественного транспорта или сельскохозяйственной
техники до особых условий при покупке топлива для автомобилей
инвалидов. Пока подобных систем в нашей стране не существует.
И по моему личному мнению, цены на бензин продолжат расти.
Так как этот процесс сегодня зависит и от роста цен на нефть,
и от курса валют, и от системы налогообложения. Кроме того,
надо учесть фактор существующей инфляции.