Российские нефтяные компании лоббируют еще один налоговый
маневр. Они предлагают перенести уплату акциза на топливо на
владельцев автозаправочных станций (АЗС). Сейчас его платят
нефтеперерабатывающие заводы.
О том, что эта тема вновь на повестке дня, «Известиям»
рассказали два источника в отрасли. Идея рассматривалась
около года назад, однако нефтяники не встретили
понимания в Минфине. Источник «Известий» в этом ведомстве
подтвердил, что позиция неизменна — схему уплаты
акциза менять нельзя из-за технических сложностей.
Сейчас акциз платят НПЗ. Большинство предприятий принадлежат
вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК),
поэтому впервые именно они обратились с письмом по поводу
переноса акциза на АЗС к президенту Владимиру Путину на фоне
роста акцизов с 1 апреля 2016 года. Тогда их инициатива не
была поддержана, однако нефтяники не забыли о своей идее.
— Не исключается, что решение будет принято в пользу
переноса акциза на АЗС, — рассказал «Известиям»
источник в правительстве.
По его словам, этот вопрос в данный момент находится на
рассмотрении уполномоченных ведомств. Он подчеркнул, что это
одна из опций реформы налогообложения в нефтяной отрасли.
— Будет еще один налоговый маневр, связанный с акцизами
на бензин, — подтвердил «Известиям» источник в
отрасли.
В Минэнерго сказали, что не слышали о том, что подобное
решение может быть принято в ближайшее время.
Источник в Минфине при этом подтверждает, что позиция
ведомства не поменялась за прошедший год. И объясняет это
тем, что уровень развития технологий не позволяет осуществить
такую инициативу без снижения собираемости акцизов.
— Проблема в том, что администрировать уплату акциза на
15-20 тыс. АЗС несопоставимо сложнее, чем на 30
НПЗ, — пояснил он позицию ведомства.
Год назад, в апреле 2016 года, заместитель начальника отдела
косвенных налогов Минфина Нина Нечипорчук заявила, что
перенос уплаты акцизов на нефтепродукты на розничное звено
ведомство считает нецелесообразным и после обсуждений с
заинтересованными министерствами и компаниями вопрос «был
закрыт».
В пресс-службе Минфина «Известиям» подтвердили, что
ведомство выступает против подобной инициативы.
— Акцизы на нефтепродукты — это источник
наполнения дорожных фондов. При переносе администрирования на
АЗС упадёт собираемость налога, что
недопустимо, — сообщил представитель ведомства.
Тогда же в «Роснефти» заявили, что перенос выплат акцизов с
НПЗ на АЗС ставит всех участников рынка — и ВИНК, и небольшие
сети заправок — в равные условия. А нефтеперерабатывающие
заводы, выплачивающие акцизы с топлива, которое не продано
конечному покупателю, «фактически кредитуют бюджет».
Эксперименты с акцизами на топливо активно продвигаются
людьми, плохо знакомыми с системой их сборов, считает ведущий
аналитик «Алгоритм Топливный Интегратор» Виктор Костюков.
Также этот лоббизм может быть связан с целью «поживиться за
счет бюджета», уверен он, так как перенос акциза на АЗС
сократит долю отчислений в бюджет.
— Наиболее эффективный способ — это собрать сумму
акциза с двух десятков НПЗ, чем бегать за тысячами АЗС.
Независимо от того, принадлежат они ВИНКам или находятся в
свободном плавании, — заявил аналитик.
Это часть общего обсуждения налогового процесса, уверен
ведущий эксперт Фонда национальной энергетической
безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович.
— Дело в том, что нефтяные компании очень недовольны тем
форматом перехода на налоговый маневр, который сейчас
реализуется: когда сокращены экспортные пошлины, но увеличены
НДПИ. И поэтому они пытаются найти какой-нибудь компромисс с
правительством, — сказал он.
По словам Станислава Митраховича, компромиссом и может стать
перенос акцизов.
— Просто если акцизы сейчас увеличить, то получается,
что нефтяные компании должны будут либо из своего кармана их
оплачивать, либо переносить эти дополнительные расходы на
конечных потребителей нефтепродуктов, в частности, на
покупателей бензина, — считает эксперт.
По его мнению, рост цен на бензин в итоге может вылиться в
социальное недовольство.
С 1 апреля 2016 года внеплановое повышение акцизов на бензин
«Евро-5» составило 2600 рублей за тонну — с 7530
рублей за тонну до 10 130 рублей за тонну.
Правительство не первый год обсуждает реформу налогообложения
в нефтяной отрасли. Минфин настаивает на введении налога на
добавленный доход, нефтяные компании при обсуждениях этого
вопроса в правительстве стараются выторговать себе льготы и
добиваются исключений для различных месторождений. Компромисс
до сих пор не найден. Минфин намеревался представить
законопроект до конца февраля, однако его текст публично до
сих пор не представлен. На экономическом форуме в Красноярске
курирующий ТЭК вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что
текст законопроекта готов для обсуждения в правительстве и
документ будет внесен в Госдуму до конца мая.
В «Роснефти», «Газпром нефти», «Лукойле», «Сургутнефтегазе»,
«Татнефти» не ответили на запрос «Известий».