Падение железнодорожных перевозок нефтеналивных грузов и уход
части объемов в трубу приводят к консолидации на рынке. Доля
десяти крупнейших игроков в первом квартале выросла до 88,5%,
несмотря на сокращение перевозок на 1,2%, до 60,1 млн тонн.
Резкий рост продемонстрировал "Нефтетранссервис",
который заполучил контракт на перевозку грузов
"Башнефти" вместо "СГ-Транса". Парк
последнего арендовал лидер рынка "Трансойл", что
помогло ему нарастить перевозки на 1,6%.
Крупнейшие операторы нефтеналивных грузов (кроме сжиженных
углеводородных газов) в первом квартале 2017 года увеличили
свою долю рынка на 2 процентных пункта, до 88,5%, следует из
рейтинга "Infoline-Аналитики". Всего перевозки
нефтеналивных грузов (без учета СУГ) сократились на 1,2%, до
60,1 млн тонн, с учетом СУГ — на 1,6%, до 63,8 млн тонн.
Сокращение перевозок нефтепродуктов связано с тем, что
нефтяные компании по возможности пользуются мощностями
"Транснефти". Кроме того, в прошлом году
переработка нефти в целом сократилась из-за низких цен на
нефть и налогового маневра.
Лидер рынка "Трансойл" Геннадия Тимченко увеличил
перевозки нефтеналивных грузов на 1,6%, до 16,4 млн тонн.
Значительно улучшил свои позиции "Нефтетранссервис"
(НТС, принадлежит Вячеславу и Вадиму Аминовым, а также
Алексею Лихтенфельду), увеличивший перевозки на 13,7%, до 7,5
млн тонн. Вместе с тем UCL Rail Владимира Лисина и
"ЛУКОЙЛ-Транс" сократили перевозки на 4,5% и 7,4%,
до 6,4 млн тонн и 5,4 млн тонн соответственно. Globaltrans
Константина Николаева, Никиты Мишина и Андрея Филатова
увеличил перевозки на 5,5%, до 5,1 млн тонн. Лидером по
темпам и абсолютному приросту перевозок стала Федеральная
грузовая компания (ФГК, входит в ОАО РЖД), которая смогла
увеличить использование арендованного парка и нарастила
перевозки почти втрое, до 2,5 млн тонн.
В первом квартале на рынке нефтеналивных грузов произошла
консолидация на фоне изменения парка крупнейших операторов,
отмечает глава "Infoline-Аналитики" Михаил
Бурмистров. В частности, НТС удалось увеличить свою долю
благодаря контрактам с "Роснефтью" и ее дочерней
структурой "РН-Транс". Эксперт напоминает, что с 1
января НТС стал единственным перевозчиком
"Башнефти", вытеснив "СГ-Транс". Тот,
лишившись грузовой базы, в феврале передал в аренду около 7,8
тыс. нефтебензиновых цистерн "Трансойлу", что
позволило компании увеличить парк в управлении для
обеспечения роста перевозок мазута и газового конденсата
(подробнее о сделке см. "Ъ" от 7 февраля).
В "Трансойле" рост грузовой базы в первом квартале
связывают с сезонным перераспределением объемов с речного
транспорта до открытия навигации. Чтобы привлечь
дополнительные объемы и в дальнейшем, в январе ОАО РЖД
установило скидку 25% на перевозку нефтепродуктов в период
речной навигации с Саратовского НПЗ "Роснефти". На
это направление приходится около трети отгрузок
нефтепродуктов по рекам, поэтому решение монополии возмутило
речников (см. "Ъ" от 30 января).
Господин Бурмистров считает, что в январе--феврале наблюдался
локальный рост спроса на аренду нефтеналивных цистерн со
стороны НТС, что привело к повышению ставок краткосрочной
аренды до 700 руб. без НДС. Эксперт называет повышение
"краткосрочным и неустойчивым", объясняя это тем,
что НТС с февраля 2017 года перешел на использование на
маршрутах "Башнефти" собственного парка и
нефтеналивных цистерн, привлеченных у "Совфрахта",
а в мае заключил долгосрочный договор аренды более 500
цистерн с "Трансгарантом". Во втором квартале в
связи с началом речной навигации, а также завершением периода
наращивания парков "Трансойла" и НТС уровень
арендных ставок стабилизировался, говорит господин
Бурмистров.