Главная проблема недавно подорванного экспортного
нигерийского нефтепровода NCTL – не террористические атаки, а
банальное воровство. Об этом говорится в новом докладе
консалтинговой компании Wood Mackenzie, которая отмечает, что
зафиксированы случаи, когда до 30% нефти, отправляемой с
месторождений к экспортному терминалу, не доходило до конца
трубы.
В последнее время, отмечает Wood Mackenzie, объем добычи в
Нигерии достиг 1,8 млн баррелей в сутки. Однако превысить 2
млн баррелей нигерийское производство уже вряд ли сможет –
слишком велики потери, сообщает World Oil.
Нефтедобывающие компании, пытаясь найти незаконные врезки в
магистральный нефтепровод NCTL, едва ли не каждый день
отправляют по его маршруту вертолеты с обычными и
инфракрасными камерами. А в последнее время стали все больше
заменять их беспилотниками, поскольку это дешевле и позволяет
совершать контрольные полеты чаще. Но проблему такой контроль
не решает.
«Мы пробуем все, что можем, – говорит Иго Вели, менеджер
Shell в Порт-Харкорте, нефтяной столице Нигерии. – Но как вы
защитите тысячи километров трубопроводов от людей, которых вы
чаще всего не способны обнаружить?»
Большая часть украденного сырья перерабатывается на кустарных
НПЗ, однако есть и более организованные воры – они даже
загружают этой нефтью экспортные танкеры. В результате
складывается парадоксальная ситуация: Нигерия официально
продает на экспорт гораздо меньше, чем могла бы, учитывая
объемы добычи, а затем нигерийская нефть неясного
происхождения всплывает на мировом рынке.
Нигерийские власти утверждают, что воровство, по оценкам
института Chatham House, обходится Нигерии в 100 тыс баррелей
в день и, соответственно, приносит ежедневные убытки в 5 млн
долларов.