Новые американские санкции, затрагивающие, в частности,
Россию, способны привести к перебоям в экспорте российского
газа в Европу, считают аналитики международного рейтингового
агентства S&P. Они не исключают, что санкции могут
ударить по действующим и будущим экспортным трубопроводным
проектам РФ.
По мнению аналитиков, отсутствие прямых санкций в отношении
этих трубопроводных проектов по поставке энергоносителей и
свобода действий в вопросах их применения создают
неопределенность, которая может сказаться на интересе
инвесторов к акциям российских компаний и вызвать задержки в
принятии инвестиционных решений. Кроме того, санкции могут
ограничить доступ к технологиям или услугам, которые нужны
для завершения строительства трубопроводов «Северный поток-2»
и «Турецкий поток».
Если же оно не завершится к 2019 году, то поставки
российского газа в Европу будут зависеть от итогов
переговоров по договору с Украиной о транзите газа. Именно
поэтому, полагают аналитики, не исключена приостановка
поставок газа во время переговоров. Правда, такой сценарий
они называют маловероятным, однако допускают и такое развитие
событий, пишет информационное агентство РБК.
Между тем 8 августа стало известно, что «Нафтогаз Украины»
намерен увеличить требования к «Газпрому» в Стокгольмском
суде по иску о транзите газа более чем на 5 млрд долларов, в
результате чего общая сумма исковых требований превысит 18
млрд долларов. «Мы рассчитываем, что по нашим искам мы
получим справедливую компенсацию от "Газпрома"», –
заявил в интервью украинскому «Пятому каналу» коммерческий
директор «Нафтогаза» Юрий Витренко.
Кроме того, СМИ сообщили, что межведомственная комиссия по
безопасности в экономической и социальной сферах при Совете
безопасности России рекомендовала правительству определить
условия либерализации экспорта российского газа. По сведениям
газеты «Ведомости», комиссия обсуждала развитие проектов по
производству сжиженного природного газа в мире как угрозу
энергетической безопасности России. В результате она
рекомендовала правительству «определить приоритетные
направления государственной политики развития СПГ-индустрии»,
чтобы уже в среднесрочной перспективе Россия вошла «в число
мировых лидеров производства и экспорта СПГ»; а также
определить «скоординированную стратегию» поставок газа «на
целевые рынки» и «условия либерализации экспорта природного
газа с учетом имеющихся рисков» для обеспечения экономической
безопасности страны.
В целом монополия на экспорт газа по трубопроводам
принадлежит «Газпрому», но СПГ можно экспортировать в обход.
Этим правом наделены госкомпании, если сжижают газ с
шельфовых месторождений, или частные структуры, если до 2013
года получили лицензию на разработку газовых месторождений с
возможностью строительства там СПГ-завода. По оценке
опрошенных изданием экспертов, вероятность либерализации
экспорта трубопроводного газа сейчас невелика. В то же время
они считают, что для «Газпрома» это было бы полезно –
компания, почувствовав конкуренцию, начала бы более
эффективно работать.
Прокомментировать ситуацию для «Полит.ру» согласился директор
по энергетическому направлению, руководитель Энергетического
департамента Института энергетики и финансов Алексей Громов.
В беседе с «Полит.ру» он отметил, что прекращение поставок
российского газа в Европу действительно маловероятно.
«Если мы говорим о рисках возможного возникновения проблем с
поставкой российского газа в Европу в связи с недавно
подписанным президентом США новым санкционным пакетом, то
надо отметить следующее. Закон, о котором рассуждают
аналитики, предусматривает только возможность введениях таких
санкций. Никто не говорит, что эти санкции должны быть
введены. И в любом случае, эти санкции будут оговариваться и
вводиться только в том случае, если будут обеспечены
соответствующие договоренности американцев со своими
союзниками. То есть – с европейскими странами, которых может
непосредственно затрагивать эта ограничительная мера.
Как сказано непосредственно в принятом законе, санкции могут
накладываться на любые инвестиции (например, в техническое
сопровождение, ремонт и так далее), которые будут затрагивать
российские экспортные газопроводы на территории Российской
Федерации. Никто не говорит о том, что могут возникнуть
проблемы с газопроводами, которые формируют поставки
российского газа на территорию Евросоюза. Эти газопроводы
находятся в ведении Евросоюза.
Да, очевидно, что в условиях новых санкций под риски попадают
новые газотранспортные проекты Российской Федерации «Северный
поток-2» и «Турецкий поток». В этой ситуации решить проблему
можно, полностью загружая «Северный поток-1» и связанный с
ним газопровод OPAL – что, в принципе, с юридической точки
зрения теперь возможно. Поскольку, как вы знаете, Европейский
суд снял все ограничительные меры по иску Польши к «Газпрому»
относительно загрузки газопровода OPAL. И, конечно же, ее
следует решать, сохраняя значительные объемы поставок газа по
так называемому украинскому транзиту.
В этой ситуации, я полагаю, аналитики S&P видят риски в
первую очередь по украинскому транзиту. Мы знаем, что договор
по нему заканчивается в 2019 году и что до сих пор никаких
практических переговоров между «Газпромом», «Нафтогазом» и
европейской стороной еще не проводилось. Неизвестно, какими
будут новые условия, какими – ставки по транзиту. Понятно,
что на фоне такой неопределенности потенциальный риск,
связанный с украинским транзитом, существует. Думаю, именно
его в первую очередь и имели в виду аналитики S&P.
Что касается вопроса об увеличении иска «Нафтогаза» на 5 млрд
долларов, то мы знаем, что Арбитражный суд уже рассматривал
встречные иски «Нафтогаза» и «Газпрома» с суммами, кратно
превышающими 5 млрд долларов: я помню, что был иск «Газпрома»
к «Нафтогазу» на сумму порядка 31 млдр долларов и был похожий
иск от «Нафтогаза». И было вынесено промежуточное решение,
которое не удовлетворило большие финансовые претензии ни
одной из сторон. Думаю, что и в нынешней ситуации ждать того,
что Арбитражный суд примет сторону «Нафтогаза», не
приходится. Тем более, что речь идет о серьезных документам –
таких, как долгосрочные контракты. Так что, полагаю, здесь
нам пока беспокоиться не о чем.
Если же говорить об итогах заседания Совета безопасности,
отмечу следующее. Полного текста решения у нас нет, поскольку
документ носит закрытый характер. Но надо понимать, что
вопрос постепенного ухода от экспертной монополии «Газпрома»
в принципе назрел. За последние несколько лет кардинально
изменились условия работы «Газпрома» на европейском рынке.
Если раньше он работал с такими же компаниями-монополистами,
как он сам, то теперь этих компаний нет – в соответствии с
Третьим энергетическим пакетом эти компании на европейском
рынке исчезли.
Кроме того, мы понимаем, что изменились и сами правила игры
на европейском рынке: Европа уже не планирует (и надо это
признать) заключать новых долгосрочных контрактов на поставки
газа – то есть меняются уже и контрактные условия поставок.
При этом все больше газа торгуется на спотовых площадках, на
биржах. И в этой ситуации держаться за монополию «Газпрома»
как за единственную возможность для России на
безальтернативной основе (имеется в виду – при отсутствии
конкуренции со стороны других поставщиков из России)
поставлять газ в Европейский союз, наверно, уже поздно. Это
выглядит анахронизмом.
А то, что в Совете безопасности сформулировали решение по
этому вопросу таким образом, что необходимо проработать этот
вопрос, – это, наверное, правильный подход. Потому что на
самом деле мы, начиная уже со следующего года, вступаем в
период высокой конкуренции на европейском и других газовых
рынках. Почему? Потому что очень много проектов как раз
начиная с 208 года будут запущены в первую очередь в сфере
сжиженного природного газа. Это касается и американских
сланцевых проектов, и австралийских проектов, и канадских – и
российских проектов в том числе. Поэтому нам нужно быть
конкурентоспособными, гибкими и, наверное, самим уже
адаптироваться к изменившимся рыночным условиям.
Так что думаю, что вопрос об экспортной монополии назрел, но
необходимо взвешенное и аккуратное его решение. Такое, чтобы
государство ничего не потеряло оттого, что на европейском
рынке в перспективе будет продаваться газ нескольких
российских производителей», – сказал Алексей Громов.