«Русские машины» Олега Дерипаски нашли новое направление
бизнеса: входящая в группу РМ КПГ заключила контракт с
«Газпром газомоторное топливо» на поставку четырех мобильных
газовых заправок. До последнего времени развитие
газомоторного транспорта охотно субсидировалось государством,
но сейчас развитие программы под вопросом.
Компания РМ КПГ (входит в «Русские машины») поставила первую
мобильную газозаправочную станцию (мобильную АГНКС) для
«Газпром газомоторное топливо», рассказали “Ъ” в «Русских
машинах». До конца года РМ КПГ планирует передать «Газпрому»
еще четыре штуки — как предполагается, для установки в
Москве.
Мобильные АГНКС выпускаются на площадке РМ КПГ в Нижнем
Новгороде, мощность производства — 50 станций и 300
газораспределительных колонок в год. В компании подчеркивают,
что, помимо итальянских компрессоров, другие ключевые
компоненты (в частности, узел учета газа, блок аккумулятора
газа и т. д.) выпускаются в РФ, так что уровень локализации —
около 70%. Мощность заправки — в пределах 43,2 тыс.
нормальных кубометров в сутки, этого хватит для парка в
200–300 автобусов.
В «Русских машинах» говорят, что вычленить инвестиции
отдельно под этот проект сложно, но поясняют, что в целом на
развитие газомоторной техники (новая линейка транспорта и
развитие газозаправочной инфраструктуры) направлено более 0,5
млрд руб. В концерне отмечают, что природный газ — наиболее
перспективный вид топлива с учетом его запасов и климата в
России, и называют газомоторный транспорт приоритетным
направлением развития. В группе рассказали, что разработали
контейнерный модуль АГНКС по заказу «Газпром газомоторное
топливо» за год. В «Газпром газомоторное топливо» “Ъ”
подтвердили закупку четырех станций, последующие закупки
компания определит в соответствии с планом.
«Газпром» активно развивает направление газомоторного топлива
с 2012 года, а в 2013 году правительство приняло первую
соответствующую программу. Успехи пока довольно скромные:
число заправок увеличилось примерно до 270 штук с 246 в 2013
году, объем продаж компримированного газа увеличился примерно
на 18%, до 460 млн кубометров в 2016 году. По словам
собеседников “Ъ”, определенный эффект может быть от перевода
на газ техники «Газпрома» (задача перевести 70% парка к 2020
году, сейчас на газе 26% парка — 7,2 тыс. машин), в том числе
тяжелой техники для месторождений.
Сегодня, по данным «Газпрома», парк газомоторных машин в
России — порядка 145 тыс. единиц. В июле замминистра
энергетики РФ Кирилл Молодцов говорил «Интерфаксу», что в
2020 году объем потребления газа как моторного топлива
ожидается в объеме 1,26 млрд кубометров, число газовых
заправок увеличится до 743, а парк — до 370 тыс. единиц. Но
источник “Ъ” в автопроме называет ситуацию с реализацией
газомоторной программы «критичной»: программу администрирует
Минтранс, а там «нет источника финансирования программы на
следующий год, как и признаков того, что ведомство озабочено
его поиском». В Минтрансе говорят, что проект программы не
утвержден, но рассматривается вопрос включения проекта в
перечень госпрограмм с финансированием, в том числе из
бюджета. В министерстве рассчитывают, что в ближайшее время
будет принято решение о финансировании программы в 2018 году.
В Минпромторге сообщили, что в 2016 году субсидии
производителям газомоторной техники на скидки покупателям
составили 3 млрд руб., как и в 2017 году.