КНР просит Россию снизить налог на дивиденды для
китайских участников проекта «Ямал СПГ». Исходя из
действующих соглашений, китайские CNPC и SRF должны платить
по ставке 10%, тогда как другой иностранный участник — Total
— имеет право на 5%. Такая ситуация может вылиться для
китайских акционеров в упущенную выгоду в размере десятков, а
то и сотен миллионов долларов в год. Если Пекин добьется
своего, выгадать могут не только акционеры «Ямала СПГ», но и
другие китайские инвесторы, работающие в РФ.
Как рассказали источники “Ъ”, в протоколе российско-китайской
межправкомиссии по энергетике, заседание которой состоялось
20 сентября, зафиксирована просьба Пекина к российскому
правительству о снижении налога на дивиденды для китайских
участников проекта «Ямал СПГ». Суть проблемы в том, что по
состоянию на настоящий момент иностранные участники проекта
будут платить налог на дивиденды по разной ставке: Total —
5%, китайские инвесторы — 10%.
Согласно законодательству, иностранные компании платят налог
на дивиденды по ставке 15% либо иной, если это предусмотрено
соглашением об избежании двойного налогообложения со страной
происхождения инвестора. По соглашению России и Франции,
достаточно вложить более 500 тыс. франков, чтобы
получить ставку 5%. Договор с Китаем предполагает, что для
ставки в 5% инвестор должен не только вложить не менее
€80 тыс., но и владеть в проекте не менее 25%. Последнее
условие для китайских акционеров «Ямал СПГ» не выполняется.
По словам собеседников “Ъ”, Пекин хочет, чтобы ставка налога
была снижена до уровня Total.
В аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова отказались от
комментариев. В Минфине заявили “Ъ”, что такие предложения в
министерство пока не поступали. В НОВАТЭКе и Total не стали
комментировать тему, заметив, что она касается
межгосударственных вопросов.
«Ямал СПГ» — проект по производству сжиженного газа на
базе Южно-Тамбейского месторождения, акционеры — НОВАТЭК
(50,1%), французская Total (20%), китайские CNPC (20%) и Фонд
шелкового пути (SRF, 9,9%). Запуск первой очереди
запланирован на ноябрь, на полную мощность в 16,5 млн
тонн СПГ в год проект выйдет в 2019 году. Стоимость проекта —
$27 млрд.
Разница в ставках налога на дивиденды может вылиться для
китайских компаний в потерю существенных сумм. По оценке
Андрея Полищука из Райффайзенбанка, «Ямал СПГ» получит чистый
денежный поток уже в 2018 году в размере около
$1,5 млрд, который теоретически может быть направлен на
дивиденды. Однако, по словам собеседников “Ъ” в отрасли, в
первые годы работы проекта его акционеры, скорее всего, будут
гасить ранее выданные ими самими займы и возвращать деньги
этим способом, а не через дивиденды, которые будут небольшими
или вообще нулевыми.
К 2022–2023 годам все кредиты акционеров будут возвращены, и
дивиденды станут единственным способом распределения прибыли
«Ямал СПГ». При цене на нефть $65 за баррель «Ямал СПГ» в
2022 году, по оценке Андрея Полищука, может распределить в
виде дивидендов около $5 млрд, из которых китайским
инвесторам достанется $1,5 млрд. В таком случае их
потери из-за более высокого налога на дивиденды могут
составить около $75 млн в год, которые превратятся в
гораздо большую сумму, если экстраполировать ситуацию на 30
лет жизни проекта. Точный расчет сделать невозможно,
поскольку он зависит от размера прибыли «Ямал СПГ», который,
в свою очередь, завязан на динамику цен на нефть.
Если Россия пойдет навстречу китайской стороне, изменения
налогового режима затронут в любом случае не только «Ямал
СПГ». Изменение ставки налога на дивиденды возможно
исключительно через корректировку договора России с Китаем об
избежании двойного налогообложения, поскольку международные
соглашения имеют приоритет перед внутренним
законодательством, отмечает руководитель практики налоговых
споров АКГ «МЭФ-Аудит» Александр Овеснов. Вряд ли возможно
установление налоговых ставок для конкретных компаний (это
будет противоречить общим принципам налогообложения),
добавляет он, но в рамках определенного вида хозяйственной
деятельности установление специальных налоговых ставок
представляется теоретически возможным.