Тема цен на бензин стала самой обсуждаемой
в октябре. Из чего она складывается и откуда
берутся цифры на табло отечественных АЗС? Об этом
мы побеседовали
со старшим вице-президентом АО «НК
«КазМунайГаз» по маркетингу и сбыту Азаматом
Жангуловым.
Старший вице-президент КМГ начал встречу
с отчета о состоянии на рынке топлива.
По данным на 19 октября, сеть АЗС КМГ
реализует бензин АИ-92 в свободной продаже по всему
Казахстану. Так, в Астане, Актау, Атырау, Аягозе,
Балхаше, Кызылорде, Петропавловске, Семее, Таразе,
Уральске, Усть-Каменогорске, Шымкенте, Караганде
и Жезказгане АИ-92 продается полностью в свободном
режиме. В Павлодаре, Есиле, Костанае, Алматы, Актобе,
Талдыкоргане и Кокшетау реализуют до 20 литров
в сутки в одни руки.
На заправках КМГ ведется ежедневный и даже
почасовой мониторинг ситуации, которая меняется в лучшую
сторону. Ожидается, что в ближайшие дни АЗС КМГ
перейдут к свободной реализации
без каких-либо ограничений. В целом запасов
нефтепродуктов достаточно.
Г-н Жангулов, несмотря на стабилизацию поставок,
сейчас на внутреннем рынке идет рост цен
на горюче-смазочные материалы. Причем есть
вероятность, что они и дальше будут расти.
И тогда в обществе возникает мнение: раз цены
становятся выше, значит, и продавец получает больше.
Действительно ли КМГ зарабатывает в этой ситуации
существенную прибыль?
— КМГ на розничные цены не влияет, наша сеть
АЗС не получает привилегий или скидок, то есть
такой же участник рынка, как и остальные сети АЗС.
Что касается ценообразования именно на АЗС КМГ,
а мы можем только ситуацию на наших АЗС
комментировать, то подход у нас одинаковый как
на внутренний закуп, так и на импортируемое
топливо — обеспечение минимальной маржи, чтобы покрыть
расходы на транспортировку, хранение, обслуживание АЗС.
Это если описывать нашу работу в нормальных
экономических условиях, когда наши АЗС не наказывают
за импорт.
Однако были отдельные месяцы, когда в этом году
за завоз подорожавшего импорта КРЕМ наложил штраф
в размере 500 млн тенге. Это приводит наши АЗС
к убытку. То есть не были созданы условия
для беспрепятственных потоков топлива в рыночных
условиях.
Аналогичные примеры были и в прошлом году. Осенью
прошлого года сложился дефицит, все импортеры по высокой
цене закупили ГСМ, что предотвратило дефицит.
Но КРЕМ наложил многомиллионные штрафы нас сети АЗС,
в итоге розничные реализаторы понесли убытки.
В этом году КМГ не пошел на закуп
импорта из-за потенциальной ответственности либо
за убытки и штрафы. Другие компании так же
значительно снизили активность по импортным поставкам.
Поэтому, что касается АЗС КМГ, о больших прибылях
нет речи, стоит задача закрыть период хотя бы
без убытков.
Каков тогда выход из ситуации, если у нас
регулятор такие жесткие условия ставит?
— КМГ — не регулятор, мы не отвечаем
за эту сферу, однако как участник рынка, у которого
так же есть свой акционер, требующий работать
рентабельно, а не в убыток, мы чувствуем
на себе, что есть необходимость обсуждения этого
вопроса. Конечно, завершение модернизации НПЗ
к 1 января 2018 зависимость РК
от импортных поставок снимет, технически внутренние
потребности будут покрыты полностью за счет производства
наших НПЗ. Однако границы наши открыты, и ценовой
коридор в соседних государствах может и дальше
влиять на волатильность цен на внутреннем рынке.
Как завершение модернизации повлияет на рынок ГСМ
в 2018?
— Текущий выход светлых бензинов с наших НПЗ
составляет порядка 20% (или более 2,8 млн тонн
в год), после завершения модернизации выход светлых
продуктов составит более 31% за счет увеличения глубины
переработки.
Существуют страхи, что завершение модернизации НПЗ
приведет к новому росту цен. Ведь в модернизацию
инвестированы значительные средства.
— Необходимо понимание, что концептуально механизм
ценообразования зависит от двух факторов: баланс цен
в рамках ЕАЭС и, собственно, структура
себестоимости казахстанских нефтепродуктов.
Первое. У нас открытые границы с соседними
государствами по ЕАЭС и рыночная экономика.
В Казахстане налоговая нагрузка выше
на производителей нефти и оптовых продавцов —
в России, например, нагрузка идет на розничные
сети. С учетом этой разницы в налогообложении
балансовая цена сложилась на таком уровне, что наши
цены на АЗС всегда ниже на 15?20%, чем цены
у наших соседей.
Если цены будут разбалансированы, то либо казахстанский
продукт будет перетекать в Россию, либо будет сильное
давление из стран ЕАЭС на казахстанских
производителей нефтепродуктов. Проблемы с импортом
и дефицитом возникли, в первую
очередь, из-за увеличения разрыва цен в ЕАЭС
и РК.
Второе. В цепочке ценообразования — расходы
на сырье, переработка на НПЗ, расходы
по транспортировке в регионы Казахстана
и расходы АЗС, а также обязательные налоги
и сборы. Расходы на сырье — свыше 50%,
тариф — 15?18% от цены, налоги и расходы
по транспортировке — свыше 30%.
При этом после модернизации тариф на переработку
вырастет, но и стоимость новой корзины
нефтепродуктов тоже вырастет. Поэтому в результате
доходность производителей нефти не пострадает
за счет роста стоимости конечных продуктов. После
модернизации корзина нефтепродуктов будет содержать
увеличенные выхода высокооктановых бензинов и ДТ
экологических классов К4, К5, а также продукты
нефтехимии — бензол и параксилол.
Таким образом, изменение тарифа на переработку
не повлечет существенных изменений на розничные
цены.