Борьба Минфина с контрафактным дизтопливом с помощью
расширения понятия средних дистиллятов, подпадающих под
акциз, может стать большой проблемой для независимых НПЗ,
считают в «Ассонефти». По мнению главы ассоциации Елены
Корзун, обложение дистиллятов акцизом заставит предприятия
сельского хозяйства, горной промышленности и энергетики
переплачивать за топливо и приведет к росту цен. По мнению
аналитиков, принятие поправок скорее приведет к уходу с рынка
дешевых заменителей дизтоплива.
Попытки Минфина расширить налогообложение средних дистиллятов
встретили сопротивление со стороны малых нефтяных компаний.
По данным “Ъ”, глава ассоциации «Ассонефть» Елена Корзун
написала письмо в государственно-правовое управление
президента РФ и в комитет по бюджету и налогам Госдумы с
предложением изменить формулировки подготовленных Минфином
поправок к Налоговому кодексу. С аналогичным письмом
обратился к главе Минэнерго Александру Новаку зампред
комитета ТПП РФ по энергостратегии и развитию ТЭК Геннадий
Шмаль.
Поправки стали очередным этапом борьбы Минфина с этими
нефтепродуктами под различными названиями (дистилляты
газового конденсата, судовое маловязкое топливо, печное
топливо, керосино-газойлевая фракция и т. д.). Они формально
не подпадают под технические характеристики дизтоплива и
поэтому не облагаются акцизом, но фактически используются как
дешевый аналог дизеля. В 2013 году Минфин уже расширял
определение средних дистиллятов, убрав из него любые
названия,— теперь нефтепродукт признается средним
дистиллятом, если 90% его состава перегоняется при
температуре 215–360 градусов. Но, как писал Reuters,
производители нашли лазейку, заявляя в техпаспортах, что
только 89% их продукта перегоняется при таких температурах.
Теперь Минфин хочет провести в закон максимально широкую
формулировку — жидкое агрегатное состояние при температуре 20
градусов и плотности не более 0,93 кг на литр. Поскольку под
это определение подпадают самые различные вещества,
сформулирован и перечень «исключений» (в том числе
нефтепродукты с содержанием ароматических углеводородов не
менее 30%). Минфин надеется тем самым решить проблему серого
рынка объемом 4 млн тонн, обложение которого акцизами может
принести бюджету 30–35 млрд руб.
В своем письме госпожа Корзун настаивает, что потребителями
средних дистиллятов являются не столько автомобилисты,
сколько горная промышленность, сельское хозяйство и
котельные. Им нет смысла покупать дизтопливо «Евро-5», тогда
как логика Минфина вынуждает их к этому и приведет к росту
цен, считает она. «Принятие закона приведет к невозможности
реализации продукции и остановке действующих (небольших.—
“Ъ”) НПЗ, к потере рабочих мест в отдаленных регионах страны
и лишит существенных налоговых отчислений в бюджеты всех
уровней в преддверии выборов 2018 года»,— отмечает глава
«Ассонефти». Причем, считает она, рынок сбыта потеряют
независимые малые и средние нефтегазодобывающие компании,
которые поставляют на переработку до 85% добываемой ими
нефти, при этом 40% идет на независимые НПЗ. Елена Корзун
предлагает оставить действующую норму Налогового кодекса без
изменений. Геннадий Шмаль же предлагает сделать исключение в
обложении акцизами для нефтепродуктов, которые идут на нужды
сельского хозяйства.
По мнению собеседника “Ъ” на рынке, бенефициарами
предложенных Минфином поправок станут крупные нефтяные
компании, поскольку их продукция в основном подпадает под
исключения. Источник “Ъ” считает это «нерыночной конкуренцией
с использованием административного ресурса». В нефтекомпаниях
на запрос “Ъ” не ответили.
«На больших НПЗ есть фракции, которые, согласно предлагаемым
Минфином поправкам, подпадут под исключения, но в них будет
низкое цетановое число за счет большого содержания ароматики,
и поэтому они не смогут применяться в автомобильных
двигателях и быть конкурентом дизтопливу»,— говорит Михаил
Турукалов из «Аналитики товарных рынков». По его мнению, это
приведет к уходу с серого рынка (его он оценивает в 10 млн
тонн) большей части товара, что «очень полезно с
экологической точки зрения».