Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
20.12.2016

Строительство уникального магистрального нефтепровода за Полярным кругом завершено

Нефтяники все активнее берутся за освоение новых месторождений, расположенных на Крайнем Севере. Многие из них были разведаны еще в советское время, но начало промышленной эксплуатации тормозила транспортная недоступность региона. Добыть сырье можно, но как доставить его потребителю?
В АПРЕЛЕ 2010 года вышло распоряжение правительства РФ № 635 о строительстве магистрального нефтепровода Заполярье - Пурпе - Самотлор. Нефтепровод Пурпе - Самотлор был построен за полтора года и введен в строй в октябре 2011-го. Следующим этапом стало строительство магистрального нефтепровода Заполярье - Пурпе, уходящего далеко за Полярный круг.
Опереться на мерзлоту
В октябре 2010 года на трассе будущей магистрали начались инженерные изыскания. На первом же этапе стала понятна главная проблема, которую предстояло решить строителям: 70% трассы проходило по вечной мерзлоте и почти половина приходилась на заболоченные территории. Взвесив все "за" и "против", специалисты компании решили совместить надземную и подземную прокладку нефтепровода. Более 300 км трубы предстояло проложить над землей на опорах, а 170 км - обычным подземным способом.
Перед тем как приступить к проектированию, специалисты НИИ "Транснефть" и проектного института "Гипротрубопровод" изучили отечественный и зарубежный опыт подобного строительства. Самый примечательный из них - сооружение и последующая эксплуатация Трансаляскинского нефтепровода в США, также проложенного надземным способом. За почти 40 лет работы трансаляскинская магистраль столкнулась с немалыми проблемами, включая и разрушение опор. "Транснефть" решила сделать ставку на надежность: специалисты компании, учтя все плюсы и минусы, самостоятельно разработали и конструкции опор, и другие уникальные технические решения.
Первый опыт получился "пристрелочным". Строители, увидевшие пробный вариант опоры, в шутку прозвали ее "царь-пушкой", уж очень громоздкой она была. Но это было лишь начало, за несколько месяцев конструкция была доработана и уменьшена до оптимальных размеров. Понимая, что перепады температур, а с ними и нагрев или охлаждение стальных труб, могут вызвать подвижность нефтепровода, проектировщики создали три вида опор: неподвижную, продольно-подвижную и свободно-подвижную. С одной стороны, они надежно закрепили трубу, с другой - позволили ей двигаться в осевом и поперечном направлениях, гася температурные напряжения.
Опоры, в свою очередь, устанавливались на сваи, погруженные в грунт на глубину до 18 м. При этом, чтобы не растопить вечную мерзлоту, рядом со сваями в грунт погружались заправленные хладагентом термостабилизаторы. Они также были разработаны специалистами "Транснефти" и по своим возможностям превосходили все имеющиеся на тот момент образцы.
Проектировщики учли и реологические свойства нефти северных месторождений: малосернистой, но высоковязкой, с большим содержанием парафинов. Чтобы транспортировать такое сырье, на всем протяжении нефтепровода предусмотрели пункты подогрева нефти, поднимающие температуру сырья до +60 ?С. Все трубы решили упаковать в специальную теплоизоляцию, не пропускающую холод снаружи и тепло изнутри. По итогам разработок новых технологий и устройств "Транснефть" получила в общей сложности 37 патентов на изобретения и полезные модели. Кроме того, авторский коллектив проекта был удостоен премии правительства РФ в области науки и техники.
Ударная стройка
Первый стык магистрали Заполярье - Пурпе был сварен 5 марта 2012 года. Нефтепровод общей протяженностью 488 км строили с юга на север - от конечной точки НПС "Пурпе" в направлении головной станции "Заполярье". Работы шли одновременно на нескольких участках - варили трубы, монтировали опоры, забивали сваи. Последнюю, казалось бы, стандартную операцию приходилось выполнять с величайшей точностью, допустимое отклонение от вертикальной оси - всего 2 см. Чуть больше - и сваю необходимо демонтировать и забивать по новой. И это в лучшем случае, в худшем ее пришлось бы переносить на другое место, соответственно изменяя и первоначальный проект.
При сооружении опор определялся тип грунта (мерзлотный или обычный) и в соответствии с этим выбирался тип сваи, пригодной именно для этого места. Строителям с многолетним опытом приходилось по новой осваивать технологию прокладки нефтепровода. Трубы поступали на трассу в заводской теплоизоляции толщиной до 100 мм и требовали совершенно иного способа хранения, а также нового метода укладки на опоры.
Легких участков на трассе не было в принципе, но чем дальше нефтепровод уходил на север, тем сложнее приходилось строителям. И дело не только в погоде, с приближением к Полярному кругу увеличивалось число участков вечной мерзлоты. Весь проект был разбит на три этапа (очереди), и первая, самая южная, очередь нефтепровода с 488-го по 358-й км получилась самой подземной: почти половина маршрута была пройдена традиционным способом - трубы уложили в траншеи и закопали. На второй очереди соотношение подземной и надземной прокладки составило 40 на 60%, а на третьей труба шла только над землей, за исключением пойменной части реки Таз и оленьих переходов. Несмотря на сложности, стройка двигалась рекордными темпами - за сутки в нитку сваривалось до километра трубы.
Жаркие зимы
Особенность проекта Заполярье - Пурпе в том, что строительство велось преимущественно в зимнее время. Хотя морозы в этот период здесь и свирепствуют, как нигде более, но именно они сковывают толстым слоем льда многочисленные болота и водоемы Севера, совершенно непроходимые в летнее время. Так что зимой проще доставлять на трассу необходимую технику - сварочные комплексы, трубоукладчики, экскаваторы и вести основные работы - монтаж опор, сварку и укладку труб.
Северный климат заставлял строителей проявлять по-настоящему героические качества. Сильные морозы не раз останавливали работу людей и техники. Ураганные ветра (до 27 м/с) заметали дороги, делая невозможным проезд для любой техники, кроме тяжелых бульдозеров, которые днем и ночью разгребали снежные заносы. Столбик термометра, бывало, падал до нижней отметки так, что дальше снижаться было некуда, и в буквальном смысле "замораживал" ход работ. Конечно, при такой температуре все работы останавливались, но упущенное быстро наверстывалось, и высокие темпы строительства сохранялись в любых условиях.
Весной стройка начинала замедляться, поскольку в конце мая - начале июня местность, по которой проходит трасса Заполярье - Пурпе, из снежной пустыни превращалась в нескончаемую водную гладь. Но и в теплый сезон строительство не останавливалось - там, где было возможно, продолжались работы, кроме того, испытывались уже готовые участки нефтепровода, шел завоз техники и материалов водным путем.
Перешагнуть Таз
Трасса нефтепровода Заполярье - Пурпе пролегает через множество водных преград, от маленьких озер и речушек до серьезных судоходных артерий. Крупнейшей из них стала река Таз. Здесь строителям пришлось соорудить один из самых больших в трубопроводной системе подводных переходов протяженностью вместе с прибрежными участками 28 км. На такую ширину разливается река в половодье. Подготовка к форсированию реки велась 1,5 года. Специалисты изучили все особенности этого района, а также геологические характеристики участка и гидрологические характеристики самой реки. Из трех предложенных вариантов прокладки трубы был выбран самый экологически безопасный - метод наклонно-направленного бурения. Для этого под дном реки предстояло пробурить большую скважину и протянуть через нее трубу в специальном защитном кожухе.
Наступление на Таз вели с обоих берегов, на каждом из которых смонтировали по мощной буровой установке. Стояла зима, и чтобы вести бурение даже в самые сильные морозы, установки поместили в легковозводимые ангары, внутри которых поддерживалась положительная температура. Всего предстояло пробурить три скважины длиной около километра: для основной нитки, резервной и для кабеля связи. Только на основной скважине диаметром 1600 мм пришлось пройти буром поперек реки восемь раз, с каждым шагом расширяя проход на 200 мм.
Станции на сваях
Помимо прокладки трубы сооружение нефтепровода включало строительство двух перекачивающих станций - ГНПС "Заполярье" и НПС "Ямал". Работа на станциях шла и днем, и ночью, тем более что отличить одно от другого здесь сложно. В полярную ночь в этих широтах световой день длится чуть больше часа, а в полярный день солнце вообще не заходит за горизонт.
Перекачивающие станции, как и трубу, тоже пришлось ставить на сваи. На ГНПС "Заполярье", к примеру, в мерзлый грунт было забито в общей сложности около 17,5 тыс. свай. На них покоятся все производственные и бытовые здания, а также резервуарный парк - 8 емкостей объемом 20 тыс. куб. м каждая. Также, чтобы не тревожить вечную мерзлоту, все коммуникации, которые на обычной станции прячут под землю, здесь выведены на поверхность. Технологические трубопроводы, тепло и водоснабжение, электросиловые кабели и связь - все проложено на специальных эстакадах. Чтобы нефть в резервуарах не остывала, их впервые в практике "Транснефти" покрыли теплоизоляцией - 100-миллиметровым слоем пеностекла, не боящегося ни влаги, ни морозов. Административно-хозяйственную зону обеих станций исполнили в привычном для Крайнего Севера варианте - несколько корпусов связали между собой переходные галереи, по которым персонал может перемещаться из одного здания в другое не выходя на улицу. Сообщение с самой северной станцией "Заполярье", расположившейся за рекой Таз, на Гыданском полуострове, летом возможно только по воздуху. Поэтому основной завоз материалов на стройку шел зимой по ледовой переправе через Таз и автозимнику, который в условиях Крайнего Севера называют не иначе как "дорогой жизни". Пока стояли холода, по проложенной через зимнюю пустыню трассе ежедневно "пылили" сотни грузовиков. А в точках отправления и прибытия круглосуточно шли погрузка, разгрузка и складирование материалов.
Не потревожив ягель
Уникальная природа Крайнего Севера требовала от строителей нефтепровода Заполярье - Пурпе особого внимания к экологической безопасности проекта. Магистраль спроектирована так, что не пересекает никаких особо охраняемых природных территорий. Также "Транснефть" позаботилась о сохранении традиционных промыслов представителей коренных малочисленных народов Севера, чье основное занятие - разведение оленей, рыболовство, охота на пушного зверя, сбор ягод и лекарственных трав.
Когда труба вошла в тундру, все основные работы велись только зимой. С мая по сентябрь здесь цветет ягель - главное природное богатство Севера. Если повредить это нежное растение, на восстановление уйдет 60 лет. Также специалисты изучили пути миграции оленьих стад, и там, где они пересекаются с трассой нефтепровода, были обустроены оленьи переходы - труба уходит под землю или, наоборот, поднимается высоко над снежным покровом, оставляя достаточно места для прохода животных.
Для сохранения другого богатства Севера - ценных пород рыбы - нефтепроводчики выпустили в водоемы около 700 тыс. мальков. Кроме того, "Транснефть" построит на территории Тазовского района завод по товарному выращиванию и воспроизводству сиговых рыб.
С прицелом на будущее
Строительство магистрали Заполярье - Пурпе завершилось точно в срок. С начала этого года на объектах нефтепровода уже работают представители эксплуатационных служб компании "Транснефть". С приходом магистрали в полярных широтах появилась не только транспортирующая нефть труба, но и 1,5 тыс. новых рабочих мест, многие из которых заняли местные жители.
Кроме того, проект Заполярье - Пурпе дал новый стимул развитию отечественного производства, ведь конструктивные элементы, материалы и оборудование производились на российских заводах. А еще новый нефтяной маршрут - это налоговые поступления как от нефтепроводчиков, так и от добывающих компаний. Нет сомнений, что магистраль даст импульс развитию нефтедобычи в регионе. Проект Заполярье - Пурпе доказал, что работать в столь суровых условиях вполне возможно, а примененные при строительстве нефтепровода технологии вполне могут подойти при дальнейшем освоении Крайнего Севера
справка
Нефтепровод Заполярье - Пурпе способен перекачивать до 45 млн т нефти в год. Он позволит принять в систему магистральных трубопроводов сырье новых месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края. Это Уренгойская группа месторождений ("Газпром"), Сузунское, Тагульское, Русское, Русско-Реченское месторождения ("Роснефть"), Мессояхское и Восточно-Мессояхское месторождения ("Роснефть" и "Газпром нефть"), Пякяхинское месторождение ("ЛУКОЙЛ")
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА СПЕЦИАЛИСТЫ "ТРАНСНЕФТИ" РАЗРАБОТАЛИ УНИКАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ И ПРЕДЛОЖИЛИ НОВЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ
Подводный переход через реку Таз - один из самых протяженных в истории строительства трубопроводов.

http://www.benzol.ru/n/540AD
Источник: Benzol.ru
Просмотры: сегодня: 1, всего: 52

Выставки и конференции по рынку нефти, газа, топлива