Президент России Владимир Путин поручил с 1 января 2018 года
перевести тарифы на услуги всех погрузочных портовых компаний
с доллара в национальную валюту.
Такое решение было принято после обращения к главе
государства руководителя Федеральной антимонопольной службы
Игоря Артемьева. На совещании по вопросу развития
транспортной инфраструктуры Северо-Запада России он отметил,
что в Новороссийском морском торговом порту до сих пор тарифы
для стивидоров (компаний, предоставляющих услуги по перевалке
грузов при морских перевозках) установлены в долларах, а не в
рублях.
"Я думаю, что здесь можно было бы рассмотреть
возможность вашего поручения для того, чтобы государственные
акционеры, которые составляют контрольный пакет в этих
портах, приняли эти решения в исполнение нашего поручения.
Потому что это нужно для развития нашей системы финансов,
финансовых центров. Во всяком случае об этом говорит
ЦБ", - заявил Артемьев.
Путин в ответ поинтересовался, каковы будут последствия
подобного шага. "Это приведет к тому, что иностранцы
вынуждены будут покупать рубли, в чем заинтересован ЦБ, это
позволит развивать финансовую инфраструктуру и делать
финансовые центры", - сказал Артемьев.
Президент одобрил предложение главы ФАС, но отметил, что
действовать необходимо "с оговорками для конкретных
ситуаций и конкретных проектов".
Артемьев также предложил в течение ближайших 3-5 лет повысить
ставки для логистических компаний за пользование портовой
инфраструктурой, которая принадлежит государству.
ФАС и стивидоры
Прошлым летом ФАС предложила вернуться к тарифному
регулированию в морских портах России с января 2017 года. При
этом государство еще с 2010 года начало постепенную отмену
государственного регулирования тарифов в морских портах
России.
Помимо этого, регулятор хотел обязать стивидоров
устанавливать тарифы только в рублях. ФАС возбудила дела
против крупнейших стивидорных компаний, подозревая их в
установлении монопольно высоких цен на услуги по перевалке
грузов.
Предложения ФАС вызвали негативную реакцию у компаний,
Минтранса и профильных ассоциаций. В частности, Ассоциация
морских торговых портов (АСОП) в письме к вице-премьеру РФ
Аркадию Дворковичу предупредила, что введение регулирования
тарифов в портах РФ приведет к критическому снижению выручки
стивидоров и невозможности обслуживать кредиты, в том числе в
иностранной валюте, а также к прекращению частных инвестиций
в отрасль.
Суд идет
Ряд крупнейших стивидорных компаний, не согласных с решениями
ФАС, подали иски в суд.
В конце июля Арбитражный суд Москвы по заявлению НМТП признал
незаконными решение и предписание ФАС, посчитавшей, что НМТП
установил монопольно высокие цены на перевалку грузов. Ранее
аналогичное решение принял суд в отношении еще одной компании
группы - "Приморского торгового порта" (ПТП).
В ближайшее время Арбитражный суд Москвы также рассмотрит
иски к ФАС от ЗАО "Контейнерный терминал
Санкт-Петербург" (входит в UCL Holding Владимира Лисина)
и "Первый контейнерный терминал" (входит в группу
Global Ports).
При этом некоторые компании, в частности "Мурманский
морской торговый порт" (принадлежит СУЭКу) и
"Туапсинский морской торговый порт" (входит в
группу UCL Holding Владимира Лисина) решили не конфликтовать
с ФАС, и перевели тарифы на перевалку в рубли. В итоге ФАС не
нашла нарушений антимонопольного законодательства в действиях
компаний и прекратила антимонопольные расследования.