Экологическое законодательство в России ужесточается уже
несколько лет, но не все принятые законы ускоряют исправление
экологической ситуации. С несовершенством законодательного
регулирования в данной сфере столкнулись нефтяники.
Два года назад в федеральный закон «Об отходах производства и
потребления» внесены ряд поправок. Так, если до 2015 года к
лицензированию относились только обезвреживание и размещение,
то с 2015 в перечень добавились сбор, транспортировка,
обработка и утилизация. Таким образом, практически все виды
деятельности, связанные с обращением с отходами, сегодня
являются лицензируемыми. С 2014 года вступили новые правила
паспортизации отходов, где четко прописаны коды отходов, их
названия, виды деятельности, при которых они образуются.
Нефтедобывающие компании имеют широкий перечень отходов. Это
и коммунальные от общежитий, административных зданий, пищевые
– от столовых и, наконец, промышленные – это нефтесодержащие
отходы, буровые отходы и т.д. Для того чтобы их перевезти с
места образования до места утилизации, необходимо заключить
договор с транспортной организацией, у которой есть лицензия
на все виды отходов, которые образуются у компании. Однако
сегодня таких организаций практически нет, рассказал
Агентству нефтегазовой информации представитель
компании-недропользователя.
При оформлении разрешения на работу с отходами оказывается,
что у компаний нет прямого договора с организацией, которая
непосредственно занимается обезвреживанием либо утилизацией
отходов. Однако заключить договор с этой организацией
невозможно, так как у нее нет своего транспорта, который мог
бы приезжать и забирать отходы. Таким образом,
недропользователь вынужден заключать трехсторонний договор.
Еще одной проблемой являются полигоны. В настоящее время не
все городские полигоны соответствуют требованиям: они не
внесены в государственный реестр размещения отходов.
Соответственно, если предприятия будут завозить туда отходы,
то будут обязаны платить сверхлимитные платежи.
«Крупные компании в любом случае будут транспортировать
отходы на специализированный объект. Однако многие
представители малого и среднего бизнеса просто будут отвозить
эти отходы в лес, потому что им будет невыгодно вывозить на
спецполигоны», - подчеркнул источник.
Также проблемы возникают и при использовании собственных
полигонов компаний. Сервисные организации, которые занимаются
обезвреживанием и утилизацией отходов на территории
добывающей компании, также должны иметь лицензию на все виды
отходов. А это отходы и от бурения КРС (кустовых разведочных
скважин) и отходы РНПО (ремонт нефтепромыслового
оборудования), от ремонта электропогружных насосов и т.д.
Найти организацию, которая утилизировала их все, довольно
трудно. Сужается конкурентная среда. Таким образом, на тендер
могут выйти, максимум, 1-2 сервисных компаний.
Недропользователю не из чего выбирать.
По мнению источника, необходимо упростить возможность входа
на рынок организаций, которые ведут деятельность по обращению
с отходами. Чем проще будет схема, тем больше будет желающих
оказать эти услуги, снизится стоимость, появится здоровая
конкурентная среда. "Проблема серьезная,- подчеркивает
источник.- Найти компромисс между ответственностью и доверием
трудно, но его нужно искать". Словом, сложные схемы,
предложенные в поправках, ограничивают развитие рынка.
Недропользователи несут убытки, а в решении экологических
проблем начинается торможение.
Напомним, тему изменений в ФЗ "Об отходах", которые
вступили в силу с 1 января 2017 года, обсуждали на
конференции в Сургуте 2016 году. В текущем - дискуссия будет
продолжена.
27 сентября в Сургуте состоится VII научно-практическая
конференция «Внедрение зеленых технологий в промышленность и
недропользование». Традиционно пул участников составляют
представители Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа, контролирующих органов, нефтяных компаний, сервисных
компаний, оказывающих услуги в сфере охраны окружающей среды.
Приглашены представители профильного комитета Госдумы,
управление Росприроднадзора по УрФО и другие заинтересованные
организации.