По словам статс-секретаря — заместителя руководителя
Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору (Ростехнадзора) Александра Рыбаса, это
связано с отсутствием необходимой нормативной базы.
— Согласно установленной компетенции, Ростехнадзор
осуществляет 11 юридически самостоятельных контрольных
функций по 28-ми отраслевым направлениям. Один из видов
надзора, отнесенный к нашей компетенции – это государственный
контроль и надзор за соблюдением требований законодательства
об энергосбережении и повышении энергоэффективности. Эту
функцию мы осуществляем совместно с Федеральной
антимонопольной службой и Роспотребнадзором. Здесь у нас нет
проблем, потому что компетенции разграничены соответствующим
постановлением Правительства, наши полномочия не
пересекаются, — отметил Александр Рыбас в ходе своего
выступления на парламентских слушаниях, посвященных
законодательному обеспечению государственной политики в
области энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Он также подчеркнул, что выработка государственной политики в
этой сфере к полномочиям Ростехнадзора не относится, тем не
менее, необходимость концептуального пересмотра подходов к
методам государственного регулирования в сфере
энергоснабжения для ведомства очевидна в результате
правоприменительной практики.
— Следует отметить, что при осуществлении мероприятий по
контролю и надзору, органами Ростехнадзора фактически
осуществляется проверка трех формальных требований: о
принятии программ энергосбережения – проверяется просто факт
наличия такой программы; о проведении энергетического
обследования – проверяется факт наличия энергетического
паспорта; и наличие приборов учета. То есть мы не можем
проверять, что написано в этих программах энергосбережения, —
поясняет спикер. — К нашим полномочиям также отнесен контроль
за соблюдением требований энергоэффективности зданий,
строений и сооружений. Однако с момента наделения
Ростехнадзора полномочиями по контролю и надзору в сфере
энергосбережения, а это произошло еще в 2010 году, до
настоящего времени такие требования Министерством
строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, а до
этого Министерством регионального развития России так и не
установлены.
Господин Рыбас заверил, что Ростехнадзор добросовестно
выполняет возложенные на него функции, проводя тысячи
проверок в год с применением инструментария Кодекса об
административных правонарушениях. Однако ввиду отсутствия
необходимой нормативной базы ведомство вправе только
формально проверять наличие этих документов. Таким образом,
откровенно говоря, вклад государственного надзора в снижение
энергоёмкости национальной экономики не далек от нуля. Как
результат – невозможность сформулировать целевые показатели
этого надзора.
— Сегодня Ростехнадзор в числе других контрольно-надзорных
органов участвует в реализации проекта по реформированию
контрольно-надзорной деятельности. Хотя речь идет об одном из
стратегических проектов, у нас не получается сформулировать
один из показателей, который называется «конечный
социально-значимый результат работы», не удается определить
критерии для внедрения риск-ориентированных методов контроля,
а ведь мы имеем богатый опыт в этой области, — посетовал
представитель ведомства.