На внутреннем рынке России резко подорожал бензин. По данным
СПбМТСБ, в начале недели цена на бензин 92 и 95 достигла 44
746 руб./т и 46,930 руб./т соответственно. Формальным поводом
для подорожания стали сообщения об остановке на ремонт
установки каталитического крекинга на Московском НПЗ. На этой
установки выпускается крекинг-бензин - один из компонентов
товарного бензина.
По данным агентства "ПРАЙМ", 15 ноября оптовые цены
на бензин 95 Класса 5 достигли отметки 47976 руб./т, а на
бензин 92 Класса 5 44900 руб./т.
Начальник управления регулирования топливно-энергетического
комплекса ФАС Дмитрий Махонин считает, в результате ремонтных
работ на Московском НПЗ предложение товарного бензина
сократилось незначительно - всего на 50 тыс. т. По его
оценке, накопленные запасы бензина в объеме 1,7 млн т могут
полностью обеспечить потребности рынка. Представитель ФАС
уверен в отсутствии каких-либо предпосылок для скачка цен на
бензин в "низкий сезон" и возложил ответственность
за это на спекулянтов, которые раздувают ажиотажный спрос. В
ФАС объяснили рекордное повышение цен на бензин
16 ноября ЦДУ ТЭК предоставило информацию о текущих запасах
бензина, которые оказались несколько меньше, но очень
значительными - 1,33 млн т, что на 7% показателя на ту же
дату 2016 г.
Жесткая реакция ФАС и обещание "разобраться со
спекулянтами" несколько снизило оптовые цены на бензин,
но вероятность возобновления роста остается.
Московский НПЗ - источник беспокойства
Московский НПЗ становится причиной ажиотажа на бензиновом
рынке уже второй раз в этом году. В феврале - апреле 2017 г.
завод останавливался на ремонт, что также привело к опасениям
возникновения дефицита бензина. Во время ремонта - помимо
прочих работ - предполагалось повысить мощность установки
каталитического крекинга на 20%, что должно способствовать
увеличения производства столь востребованного бензина.
Московский НПЗ играет ключевую роль в обеспечении
нефтепродуктами столичного региона - до 40% от всего
моторного топлива, реализуемого в Москве и Московской
области.
После остановки Московского НПЗ на ремонт многие СМИ и
недальновидные эксперты предвещали нехватку бензина, но ФАС и
другие регуляторы смогли взять ситуацию под жесткий контроль
и не допустить дефицита предложения и резкого скачка цен.
Более того, представители ФАС уверяли, что росте цен на
бензин должен остаться в пределах инфляции. Цены на бензин в
РФ удерживали до последнего, но теперь они начнут расти
В мае заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов
заявил об отсутствии угрозы для внутреннего рынка в связи с
ожидаемым в 2017 г. профицитом производства бензина в объеме
2,1 млн т. По его словам, в этом году российские НПЗ должны
выпустить 37,6 млн т товарного бензина с октановым числом 92
и 95, а потребление этого вида моторного топлива ожидалось на
уровне 35,5 млн т.
Внутренний спрос и внешняя конъектура
Заместитель министра энергетики не учел повышение спроса на
бензин по сравнению с 2015 - 2016 гг, о чем свидетельствуют
данные о продажах новых автомобилей в России.
Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в
октябре этого года было продано 149 тыс. новых легковых и
легковых коммерческих автомобилей, что на 17,3% больше, чем в
том же месяце 2016 г. В январе - октябре 2017 г. в России
было продано 1,28 млн новых автомобилей - на 11,3% больше по
сравнению с тем же периодом годом ранее.
Кроме того, по сообщениям некоторых участников рынка рост
спроса на бензин был вызван также закупками "про
запас" со стороны трейдеров из-за ожидаемого подорожания
моторного топлива в связи с повышение акцизов на моторное
топливо с 1 января 2018 г.
На внешних рынках сложилась благоприятная конъюнктура для
продавцов из-за повышения цен на нефтепродукты и ослабления
рубля. Трейдеры стремились закупить на внутреннем рынке
нефтепродукты, в том числе, бензин, и продать его в станах
дальнего и ближнего зарубежья.
В Казахстане последние месяцы ощущался острый дефицит бензина
из-за ремонтов, которые проводились сразу на двух основных
НПЗ из трех. В результате доля российского импорта в общем
объеме продаж бензина в Казахстане выросла с 25% до 40%,
несмотря на дороговизну российского моторного топлива по
сравнению с местным.
Нефть дорожает, рубль слабеет
Улучшение внешней конъектуры связано также с "уникальной
ситуацией", сложившейся на валютном рынке. Несмотря на
значительно подорожание нефти в октябре - начале ноября,
рубль по отношению к доллару США и евро быстро дешевел. Курс
доллара по отношению к российской валюте превышал 60 руб., а
курс евро - 71 руб. Эксперты валютного рынка считают, что
"уникальная ситуация" связана с покупками валюты на
Московской бирже, которую проводил ЦБ РФ в интересах
Министерства финансов. Ранее сообщалось, что с 6 октября по 7
ноября на эти цели планировалось направить 76 млрд руб. При
этом, скупка валюты на бирже продолжится до конца года. Цены
на бензин в России достигли рекордных показателей
В связи с падением рубля для российских ВИНК и трейдеров
стало значительно выгоднее поставлять бензин в сопредельные
страны - не только в Казахстан. Несмотря на сезонное снижение
спроса и значительные запасы, предложение на внутреннем рынке
сократилось, поскольку все больше бензина направлялось за
рубеж. Объем запасов в такой ситуации не имеет значения для
внутреннего рынка, поскольку продавцы бензина потеряли к нему
интерес.
Сочетание этих факторов привело к "неожиданному"
скачку цен на бензин. ФАС, конечно, может административными
методами успокоить рынок, но это - временное решение
проблемы.
Где узко там и рвется
В отличие от Европы, где больше половины легковых автомобилей
использует дизельное топлива, Россия является бензиновой
страной. Объем производства товарного бензина на
отечественных НПЗ в настоящее время немногим превышает спрос,
поэтому улучшение конъектуры на внешних рынках, резкое
ослабление рубля или другие "внештатные" ситуации,
приводят к дисбалансу спроса и предложения на российском
рынке.
Запуск дополнительных производственных мощностей мог бы
решить проблему. Однако два "построенных с нуля"
завода - принадлежащий "Татнефти" ТАНКО и
Антипинский НПЗ, контролируемый холдингом New Stream -
постоянно откладывают начало производства товарного бензина.
При этом, руководители обеих компаний не перестают заявлять,
что их предприятия являются лучшими в России, поскольку
глубина переработки нефти на них близка к 100%.
ТАНЕКО и Антипинский НПЗ наращивают объемы переработки и даже
увеличивают выпуск нафты (прямогонного бенезина), но
производить товарный бензин пока не способны. Остается только
надеяться, что до конца года на этих заводах смогут наладить
производство бензина, соответствующего стандарту Евро-5.
Кроме того, невозможно постоянно решать проблемы бюджета за
счет ослабления национальной валюты и увеличения налоговой
составляющей в цене бензина.
В четверг ЦДУ ТЭК сообщило, что запасы бензина, накопленные
ВИНК, на 9 ноября составляли 1,33 млн т - на 7,6% больше, чем
на ту же дату в 2016 г.
Представители ФАС уверяли, что обеспечат контроль над рынком
бензина, рост цен на который останется в пределах инфляции.
Однако можно с уверенностью говорить, что добиться
поставленной цели в этом году невозможно.