"Росгеология" отложила идею по строительству своих
судов для сейсморазведки и теперь рассчитывает на покупку
судов с рынка. В прошлом году госкомпания уже купила такое
судно у Schlumberger. До этого "Росгеология"
безуспешно пыталась получить 15 млрд руб. из госбюджета на
два судна для 3D-сейсморазведки. Эксперты считают, что
сейсмофлот РФ находится в плачевном состоянии и
"Росгеологии" приходится делиться заказами с
азиатскими субподрядчиками.
"Росгеология" рассматривает вопрос приобретения с
рынка второго сейсморазведочного судна для шельфа РФ, сообщил
18 января глава госкомпании Роман Панов. Он ожидает, что
объемы инвестиций в этом направлении будут нарастать, и
говорит, что у "Росгеологии" "есть готовое
решение". Это решение в большей степени будет зависеть
от объемов коммерческих и госзаказов на сейсморазведку на
шельфе, уточнили "Ъ" в компании.
В последние годы "Росгеология" просила у
правительства монополию на сейсмику на шельфе. У компании
крупнейший в РФ сейсмофлот, но средний возраст судов более 20
лет. В марте 2017 года Роман Панов признавал, что тендерные
требования заказчиков высоки и "Росгеологии" не
хватает судов. Так, для 3D-судов обязательным является
наличие 12 сейсмокос. По словам источника "Ъ",
близкого к холдингу, санкции запрещают поставки оборудования
и технологий для шельфа и "Росгеология" забрала в
2017 году большую часть контрактов "Роснефти" и
"Газпрома". В компании рассчитывают, что в
ближайшие годы спрос на сейсмику останется стабильным.
По прогнозам "Росгеологии", ее выручка в 2018 году
вырастет на 11%, до 41 млрд руб., инвестпрограмма - 4,5 млрд
руб. По данным Счетной палаты на 1 октября 2017 года, холдинг
исполнял 162 контракта Роснедр на 53,2 млрд руб. Госкомпания
оценивает долю госконтрактов в выручке в 37-40%.
Проблему нехватки современного флота компания уже пыталась
решить за счет бюджета, запросив 15 млрд руб. на постройку
двух судов для 3D-сейсмики на верфях Объединенной
судостроительной корпорации (ОСК; см. "Ъ" от 23
января 2017 года). После отказа Минприроды
"Росгеология" рассматривала вариант докапитализации
или денег ВЭБа (там комментариев не дали), но средств не
получила. Источник " Ъ" утверждает, что
"Росгеология" просила и помощи Минпромторга. Там
заявили, что меры господдержки изучались, но "стоимость
строительства значительна", источник финансирования не
определен. "В настоящее время выделение средств
Минпромторгом не запланировано", - говорят в
министерстве. В ОСК сказали "Ъ", что
"предметных переговоров не ведется", в
"Росгеологии " не исключили, что могут
"позднее вернуться к концепции создания собственных
судов".
В прошлом июле "Росгеология" купила у Schlumberger
судно Western Neptune с 12 сейсмокосами, сделку финансировал
ВТБ, сумма не раскрывалась. Но судно, говорят собеседники
" Ъ", построено в 1999 году. 31 октября в Мурманске
судно переименовали в "Академик Примаков", и, по
данным MarineTraffic, оно и сейчас там, но, по утверждению
"Росгеологии", "готовится к работам на одном
из международных проектов". До этого судно выполняло
заказ "Газпрома". Также "Росгеология"
рассматривает размещение заказов на 2Dи 3D-суда на строящейся
"Роснефтью" на Дальнем Востоке верфи
"Звезда".
Директор консультационного центра "Гекон" Михаил
Григорьев считает, что спрос на 2D-разведку будет расти в
случае сохранения высокой цены на нефть. Он согласен, что
большинство судов "Росгеологии" в плачевном
состоянии, отмечая, что сейсмофлот РФ не может выполнять все
работы на шельфе из-за технологической отсталости и
недостатка судов и значительная часть заказов
"Росгеологии" отдается азиатским
субподрядчикам.