Ранее на украинских НПЗ перерабатывалось от 24 млн тонн
нефти (данные за 2004 год) до 10 млн тонн (2010 год). В
последние годы ежегодные объемы переработки нефти в Украине
составили всего около 2,1-2,3 млн тонн. Доля дизельного
топлива украинского производства на внутреннем рынке в
2016-2017 годах оценивается на уровне 10-11%. Вследствие
сокращения объемов переработки нефти, спрос на украинском
рынке в нефтепродуктах покрывается за счет импорта в основном
из Беларуси, Литвы, Российской Федерации, Польши и других
стран. Об этом сообщает пресс-служба Госвнешинформ.
В течение последних 4 лет в Украине работает только
«Кременчугский НПЗ» и то не на полную мощность. Поэтому
фактическое отсутствие производства в Украине необходимых
объемов нефтепродуктов, с точки зрения их влияния на
формирование баланса спроса и предложения, привело к тому,
что цены на импортные нефтепродукты при поставках в Украину
формируются с премией к котировкам (по принципу импортного
паритета). В лучшие для отрасли времена цены на импортный
ресурс для Украины формировались с дисконтом к котировкам
(экспортный паритет).
Таким образом, кризисное состояние в украинской
нефтеперерабатывающей отрасли приводит к более высоким ценам
на нефтепродукты для конечного потребителя (по оценкам,
разница составляет $20-50/тонна). Кроме того, эта премия к
цене не остается в Украине и не направляется на развитие
экономики.
Расчетное потребление дизельного топлива в Украине в течение
последних 5 лет увеличилось на 17%, или 858 тыс. тонн (2017
год по сравнению с 2013 г.). Импорт дизельного топлива в
Украине увеличился на 26%, или 1,1 млн тонн при снижении
производства на 39%, или 382 тыс. тонн (2017 год относительно
2013-го).
Анализ географической структуры импорта за период 2015-2017
годов демонстрирует существенное увеличение объемов импорта
дизельного топлива из Беларуси, Литвы, Туркменистана и
двукратное увеличение – с РФ. Также двукратное увеличение
объемов импорта бензина наблюдается из Беларуси – в 2015 году
было импортировано 621 тыс. тонн, в 2016-м – около 1,2 млн
тонн, в 2017 году – почти 1 млн тонн, что составляет около
80% от всего импорта бензинов в Украине.
В течение последних 10 лет, из-за разницы в стоимости
дизельного топлива и бензинов на рынке Украины наблюдается
тенденция постепенного перехода потребителей с бензинов на ДТ
и СПБТ (правда, из-за существенного повышения стоимости СПБТ
в последнее время, переход на него стал менее
привлекательным). Все это, а также ситуация в АР Крым,
Луганской и Донецкой областях, за последние 5 лет (2017 год
по сравнению с 2013 г.) привело к тому, что расчетное
потребление бензинов моторных в Украине снизился на 28%, или
711 тыс. тонн. При этом импорт бензинов в Украину уменьшился
на 30%, или 526 тыс. тонн при снижении производства на 42%,
или 407 тыс. тонн.
Для покрытия потребности Украины в бензинах и ДТ (по
разным оценкам, суммарно примерно 6,8-7,5 млн тонн в год) и
прогнозируемого незначительного роста уровня потребления в
краткосрочной перспективе, ежегодно необходимо перерабатывать
около 15-16 млн тонн нефти. При этом еще будет дополнительно
произведено примерно 3-3,5 млн тонн мазута (он может
использоваться для замещения угля и газа на ТЭС) и около
0,5-0,7 млн тонн битума (используется для ремонта дорог). При
таких условиях производство бензина будет превышать спрос и
даст дополнительный ресурс для экспорта (1,7-2,1 млн тонн),
который может быть использован как сырье для дальнейшей
переработки.
«Сейчас с рассмотрением в Верховной Раде проекта закона
Украины «О концессиях», необходимо создать условия
(заинтересовать) для инвесторов и владельцев нефти начать
нефтепереработку в Украине хотя бы на Кременчугском и
Одесском НПЗ и/или реализовать проект по строительству
современного НПЗ в Украине (например, предоставить инвесторам
первоочередною возможность осуществлять розничную реализацию
произведенных с их нефти в Украину нефтепродуктов и т.д.)», –
советуют в Госвнешинформе.