Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
15.02.2017

Как поддержать югорских аграриев?

Правила предоставления субсидий на развитие сельского хозяйства из федерального бюджета в 2017 году изменились. Теперь федеральные деньги в регионы будут распределять не по целевым направлениям, а единой суммой. Как это отразится на предпринимателях Югры?

Правда о распределении

В департаменте природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры пояснили, что это новшество касается больше системы работы самих чиновников, нежели фермеров. Потому что в Югре деньги на развитие сельского хозяйства выделяют по фиксированным ставкам и в основном из окружного бюджета.

Введение «единой субсидии» означает, что теперь округ будет сам распределять деньги, поступающие из федерального бюджета, по приоритетным направлениям. Руководствоваться при этом он будет целями, установленными Минсельхозом России. Раньше распределением занималась сама Федерация.

— Это больше техническое новшество, и направлено оно на увеличение самостоятельности регионов, — пояснил Дмитрий Наливайко, начальник управления агропромышленного комплекса, использования рыбных ресурсов департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры. — Наши предприниматели получают поддержку в соответствии с окружной программой по фиксированным ставкам. Например, по оленеводству в прошлом году из федерального бюджета в регион направили 2,1 миллиона рублей. А округ выделил еще 20 миллионов. Предпринимателю все равно, откуда поступят деньги — из федерального или регионального бюджета.

И действительно, в сравнении с тем, какие суммы выделяет на сельское хозяйство автономный округ, федеральные субсидии выглядят незначительными.

В 2012 году на развитие агропромышленного комплекса регион направил 1 247 млн рублей, Федерация дала всего 8,3 млн руб­лей. В 2013 году из бюджета Югры поступил 1 451 млн и 35 млн рублей — из федерального. В 2014 году — 1 474 и 21,9 млн рублей соответственно. В 2015 году соотношение было другим: округ выделил 1 555 млн руб­лей, а Федерация — 161 млн. 100 млн рублей из бюджета страны вложили в ОАО «Агрофирма». Организация воспользовалась федеральной программой, по которой можно возмещать до 20% средств, затраченных на возведение тепличных комплексов. Однако их у нас строят не каждый год, поэтому в 2016-м поступления из федерального бюджета на сельское хозяйство снова уменьшились: округ выделил 1 555 млн рублей, Федерация — 48 млн.

Причины, по которым мы получаем столь скудное финансирование, ясны — у Югры высокая бюджетная обеспеченность. А наши суровые погодные условия, большие расходы на коммуналку, высокие зарплаты и трудности с доставкой кормов в целом мало кого волнуют.

70 мер поддержки

Между тем округ предлагает более 70 мер поддержки. Среди них и возмещение затрат на развитие материально-технической базы, и компенсация за покупку племенных животных, и помощь в выплате процентных ставок по кредитам, направленным на развитие хозяйства.

Есть поддержка и для начинающих фермеров. Ее распределяют по округу на конкурсной основе. Достойных выбирают после рассмотрения бизнес-планов. В прошлом году таким предпринимателям выдавали до 1,5 млн рублей, плюс 250 тыс. рублей на обустройство.

В департаменте природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры отметили, что меры поддержки есть для пушного звероводства, оленеводства, растениеводства, овощеводства и других видов деятельности. Их полный список можно найти в постановлении правительства ХМАО-Югры №420-П от 9 октября 2013 года. Для их получения нужно предоставить пакет документов в местную администрацию.

И люди действительно получают поддержку. Правда, говорят, что с изменениями, которые происходят, каждый год становится все труднее это сделать.

— Однажды мы закупали племенных свиней в Ишиме, — рассказывает фермер из Саранпауля Максим Минликаев. — Нам компенсировали всю сумму, как и положено. Мы потратили около 400 тысяч рублей, 300 с лишним тысяч получили обратно. На следующий год тоже закупили свиней, но, чтобы получить компенсацию, уже потребовался план селекционно-племенной работы, составленный компетентной организацией. Стоит он 130 тысяч рублей. А так как компенсация у нас была 160 тысяч, мы рассудили, что это невыгодно.

Также предприниматели жалуются на то, что расходы растут, а сумма субсидий остается прежней.

— За последние семь лет суммы субсидирования в округе не менялись, — поделился глава КФХ Сергей Веретельников. — При этом затраты возросли. Стоимость кормов увеличилась на 70–80%. За электроэнергию в месяц приходится платить уже не 100 тысяч, а 300 тысяч рублей. И если раньше в эту сумму входили расходы на отопление, то сейчас оно обходится еще в 150 тысяч. Подорожал и бензин. Мы расширились, запустили новые цеха, но расходы на производство литра молока и килограмма мяса все равно возросли.

Бумажная волокита

Однако есть нововведения, которые должны все же облегчить предпринимателям жизнь. В 2017 году для фермеров стал доступен льготный кредит под 5%.

Раньше, чтобы получить компенсацию по кредиту, фермеру нужно было сначала оформить его в банке, а затем предоставить властям пакет документов на возмещение. С 1 января этого года предпринимателей избавили от лишних хлопот. Минсельхоз определило ряд банков, которые будут выдавать кредиты уже сразу по сниженной ставке.

Среди них — Сбербанк, Промсвязьбанк, Россельхозбанк, ФК «Открытие» и другие. Полный перечень размещен на сайте Минсельхоза РФ.

В текущем году изменились правила предоставления субсидий за реализованную продукцию ферм. Эти выплаты, как и прежде, могут получать все, даже начинающие предприниматели. Только для этого на ферме нужно содержать не менее 50 условных голов скота.

Для хозяйств, поголовье которых меньше, предоставляют другие субсидии. На одну условную голову мелкий фермер может получить 24 тыс. рублей в год. Для личных подсобных хозяйств (непредпринимательских) эта сумма составляет 10 тыс. руб­лей в год.

— Это связано с тем, что мелким хозяйствам очень сложно вести документо­оборот и фиксировать сделки. Для них сделали упрощенный порядок, который легче администрировать, — пояснил Дмитрий Наливайко. — Если человек держит две козы и две коровы, ему гораздо проще раз в полгода собрать несколько справок, направить их в администрацию и получить господдержку. Нежели каждый месяц представлять бумаги из ветеринарной службы и от всех контрагентов.

Торговые сети

Таковы изменения в гос­поддержке фермерских хозяйств. Но есть еще одна сторона — сбыт. Как и прежде, местным фермерам почти закрыта дорога в сетевые супермаркеты. Свою высококачественную продукцию они продают в основном через свои магазинчики и мелкие торговые точки.

— Супермаркеты в нас не заинтересованы, иначе они не предлагали бы нам такие договоры, какие предлагают сейчас, — поясняет Андрей Пушкарев. — Я обязан не только снизить цену на продукцию на десять процентов, но и делать скидки, отдавая товар чуть ли не даром. Торговым сетям невыгодно сотрудничать с нами и потому, что они делают упор на продукцию с долгим сроком хранения. Наше молоко хранится всего два дня. Мы можем добавить в него химии и увеличить срок хранения до десяти дней, можем добавить в мясо сою. Но мы этого не делаем, потому что хотим производить качественный продукт.

Сотрудничать с супермаркетами местным предпринимателям зачастую мешает не только сравнительно высокая цена на их отменную и свежую продукцию, но и недостаточно презентабельная упаковка.

— Работа с сетевыми магазинами подразумевает и совершенно другой уровень презентации товара, — прокомментировал ситуацию Игорь Чертов, президент, председатель правления Торгово-промышленной палаты Югры. — Не секрет, что фермеры продают свои товары в основном в «натуральном» виде — без красивой упаковки, зачастую без маркировок. Поэтому, заходя со своей продукцией в сеть, им нужно основательно вложиться в оформление, сертификацию и маркетинг. Такие дополнительные затраты не по карману большинству аграриев. Кроме того, покупатели зачастую идут в супермаркеты, чтобы сэкономить. А фермерская продукция достаточно дорогая в силу ее высокого качества. И с большой долей вероятности население может просто проходить мимо качественных, но недешевых продуктов.

Между тем сети распространяются все шире. Людям нравится гулять по супермаркетам с тележкой, покупая товары «по акции». Это приводит к массовому закрытию магазинов в шаговой доступности, порой начинает казаться, что скоро небольших торговых точек в Югре вообще не останется.

Вместе мы — сила

Для выхода из сложившейся ситуации и налаживания работы с торговыми сетями предпринимателям предлагают объединяться в кооперативы.

— Мы предлагаем форму взаимодействия фермеров, которая сегодня достаточно успешно себя зарекомендовала, — это сельскохозяйственный потребительский кооператив, — пояснил директор департамента развития сельских территорий Минсельхоза РФ Владимир Свеженец. — На базе фермерских хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, личных подсобных хозяйств нужно объединяться в сообщество пайщиков, которое может получать грантовую поддержку до 70 миллионов рублей в рамках единой субсидии. Эта поддержка позволит кооперативам приобрести оборудование по сортировке, упаковке, калибровке, чтобы придать своей продукции товарный вид и поставить ее в торговые сети. И, что особенно важно, кооперативы сегодня могут получать все виды поддержки, которые имеют госпредприятия и крестьянско-фермерские хозяйства.

Идея выглядит заманчиво. Однако многие фермеры смотрят на нее скептически.

— Что касается кооперативов, то здесь я лично ничего положительного не вижу, — поделился мнением глава КФХ Сергей Веретельников. — Каких только кооперативов у нас не было! И сбытовых, и продовольственных, и заготовочных. Все развалились. А сейчас искусственно пытаются собрать народ в кооперативы. А как все это будет функционировать? Мы работаем каждый на своей территории: один здесь, другой там. Будем договариваться и куда-то централизованно все свозить? Не представляю, как это возможно.

Конечно, для хозяйств, разбросанных по всему округу, объединение в кооперативы мало что изменит. Но для тех, кто сосредоточен на одной территории, такой кооператив может оказаться выгодным, ведь сообществам действительно выделяют больше денег.

Яркий пример — федеральная поддержка развития производства молока в этом году. Сегодня максимальный грант для индивидуальных фермеров, который можно получить на эти цели, — 3 млн рублей. А для семейных ферм эта сумма составляет 30 млн рублей.

Новости по теме:
Ведущие ученые из РФ, Венгрии и Испании обсудят на Урале инновации в АПК
В тюменский АПК инвестировано свыше 70 млрд рублей
Джамбулат Хатуов: новый механизм льготного кредитования позволит аграриям качественно провести посевную кампанию
Ветеринарная служба на Кубани в 2016г. уничтожила 10,8 тонн продукции
Россельхознадзор опубликовал список продукции из Белоруссии с доптребованиями

http://www.furazh.ru/n/E28D
Источник: МК.RU
Просмотры: сегодня: 1, всего: 65

Выставки и конференции по рынку нефти, газа, топлива