Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
28.07.2017

Из-за неэффективной работы РСЧС 115 десантников-пожарных застряли в аэропорту Улан-Удэ

Из-за неэффективной работы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) 115 высококвалифицированных десантников-пожарных из федерального резерва ПДПС из Бурятии и Забайкалья, готовых к тушению лесных пожаров в Ямало-Ненецком автономном округе, на трое суток застряли в Улан-Удэ, и пока неизвестно, смогут ли они улететь в обозримом будущем. Причина - десантникам-пожарным не на чем лететь в горящий регион: самолеты МЧС, которые могли бы доставить их к месту назначения, заняты сбросами воды на действующие в ЯНАО пожары (малоэффективными при нехватке наземных сил пожаротушения), а своих подходящих самолетов у Авиалесоохраны нет. В результате получается, что вспомогательные силы и средства (каковыми являются самолеты-танкеры) на лесных пожаров в Ямало-Ненецком автономном округе используются в полной мере, а значительная часть основных (высококвалифицированных лесных пожарных) вынужденно бездействует в двух с половиной тысячах километров от наиболее горящего региона.

Вероятная причина возникшей ситуации - в разобщенности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и в преобладании ведомственных интересов над государственными. Согласно статье 4.1 федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", работой РСЧС руководят МЧС России и подведомственное ему учреждение Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС). МЧС располагает флотом дорогих (в том числе в эксплуатации) самолетов-танкеров, в ближайшее время ожидает значительного пополнения этого флота, и ему нужно показывать, что эти самолеты играют очень большую роль в борьбе с лесными пожарами. При этом основная часть квалифицированных специалистов по тушению лесных пожаров сосредоточена отнюдь не в МЧС, а в органах управления лесами субъектов РФ, в подведомственных им специализированных лесопожарных организациях, и в федеральном резерве парашютно-десантной пожарной службы (ПДПС) Авиалесоохраны.

Для тушения лесных пожаров важно, чтобы в тех регионах, где развиваются крупномасштабные чрезвычайные ситуации, вызванные лесными пожарами, в первую очередь появлялось как можно большее число квалифицированных пожарных из федерального резерва ПДПС и из специализированных лесопожарных организаций субъектов РФ (роль которых состоит не только в самом тушении, но и в организации других привлеченных к тушению сил). Для демонстрации значимости авиации МЧС важно, чтобы прежде всего в горящих регионах появлялись самолеты-танкеры этого министерства и чтобы их работа была наиболее заметной. Очевидно, что государственный интерес состоит в том, чтобы горящие леса были как можно быстрее потушены - для этого важна максимально быстрая переброска всех доступных квалифицированных сил в зону лесопожарной ЧС, а такую переброску быстрее всего можно обеспечить специализированными самолетами, в том числе Бе-200 и Ил-76. Ведомственный же интерес состоит в том, чтобы эти самолеты были максимально задействованы на самих пожарах, даже если их роль в тушении - вспомогательная. Возникшая ситуация, при которой самолеты льют воду на пожары при недостатке наземных сил пожаротушения, а эти самые силы третьи сутки ждут возможности добраться до пожаров, наводит на мысль о том, что в Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ведомственные интересы преобладают над государственными.


По состоянию на вторую половину дня 27 июля 2017 года в Ямало-Ненецком автономном округе действовали лесные и тундровые пожары общей площадью около 35 тысяч гектаров с периметром (суммарной протяженностью кромок) не менее 570 км. Самолет-танкер Ил-76 при сбросе воды с оптимальной высоты образует смоченную полосу протяженностью около трехсот метров (или притушивает пожар на участке кромки примерно такой протяженности). Это означает, что тушения действующих в ЯНАО лесных и тундровых пожаров с помощью одних лишь самолетов-танкеров даже при максимально эффективном их использовании (если бы каждый сброс накрывал соответствующий участок кромки пожара и ликвидировал горение на нем) потребовалось бы больше полутора тысяч таких сбросов, и более шестидесяти тысяч тонн сброшенной на пожары воды. По сообщению МЧС, на очаги пожаров в ЯНАО было сброшено "более 647 тысяч литров воды" - то есть всего около 650 тон.

http://www.lesonline.ru/n/57005
Источник: Лес Он-Лайн
Просмотры: сегодня: 1, всего: 107

Выставки и конференции по рынку нефти, газа, топлива