Разделы
Анализа состояния конкуренции на оптовом рынке мазута

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке мазута. Хозяйствующими субъектами, постоянно поставляющими мазут покупателям на территории Российской Федерации, то есть продавцами, являются: группы лиц ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Газпром нефть» (включая ПАО «Газпром» и ОАО «Газпром нефтехим Салават»),ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «НК «Роснефть», ПАО АНК «Башнефть» и юридические лица ОАО «ТАИФ-НК», ПАО «Татнефть», АО «ННК»(ранее - ОАО «НК «Альянс»), ЗАО «Краснодарский НПЗ-КЭН», АО «ФортеИнвест», ООО «Афипский НПЗ», ООО «Марийский НПЗ», ОАО «Новошахтинский ЗНП», АО «ТАНЕКО», АО «Антипинский НПЗ», ООО «Яйский НПЗ» и мини-НПЗ.

Общий объем рынка за изучаемый период времени определен как сумма объемов отгрузки с нефтеперерабатывающих заводов мазута хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке в пределах установленных географических границ рынка. Доли хозяйствующих субъектов - продавцов мазута в 2015 году приведены в Диаграмме № 1.

Диаграмма № 1


*По данным ФГБУ «ЦДУ ТЭК» и нефтяных компаний.


Показатели рыночной концентрации приведены в таблице №1.


Таблица №1

№ п/п

Показатели

2015 год

1

Коэффициент рыночной концентрации CR3

52,51%

2

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

1335,48

3

Уровень концентрации товарного рынка

Высокий

 

К барьерам входа на рассматриваемый рынок в соответствии относятся экономические ограничения, в том числе:
- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;
- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обуславливающего для хозяйствующих субъектов более высокие затраты
на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства).
К административным ограничениям входа на данный рынок относятся: необходимость получения лицензии, экологические ограничения, трудности в получении земельных участков.
Наличие среди действующих на рынке мазута вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов также приводит к созданию барьеров входа
на рынок.
Анализ существующих экономических и иных барьеров входа на рынок с точки зрения возможности хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, расширить свои производственные мощности, а также возможности потенциального продавца стать полноценным участником рынка, соотношение первоначальных затрат, существующего спроса и сроков окупаемости капитальных вложений позволяет сделать вывод о том, что сроки входа на данный рынок исчисляются, по меньшей мере, несколькими годами и барьеры входа можно охарактеризовать как высокие или труднопреодолимые.
Так по результатам мониторинга ФАС России состояния конкуренции на рынке мазута было установлено, что новых хозяйствующих субъектов, обладающих сколько-нибудь заметной долей на данном рынке, не выявлено, а перераспределение долей происходит за счет взаимных поглощений или приобретения активов одними участниками рынка у других.
Исключение является АО «Антипинский НПЗ», который в 2015 году увеличил долю на оптовом рынке мазута до 25,03% в связи с рядом факторов:
- модернизация нефтеперерабатывающих заводов в 2015 году ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Газпром нефть», ПАО «НК «Роснефть»;
- принятие Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» ТР ТС 013/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 826. Так в соответствии с пунктом 4.7 статьи 4 Технического регламента ТС указано, что мазут должен соответствовать требованиям, закреплённым в Приложении 4 Технического регламента ТС. По требованиям Приложения 4 Технического регламента ТС массовая доля серы должна составлять не более 3,5; температура вспышки в открытом тигле не ниже 90 градусов по Цельсию, сероводорода не более 30 ppm (до 31.12.2012), не более 20 ppm (до 31.12.2014).
Таким образом, вышеуказанные факторы значительно повлияли на сокращение показателей хозяйствующих субъектов в части реализации на оптовом рынке мазута Российской Федерации, что в свою очередь повлияло, на увеличение доли реализации на потовом рынке мазута хозяйствующих субъектов, не осуществивших модернизацию НПЗ.

Оценка состояния конкурентной среды на рынке мазута

По результатам проведенного исследования оптового рынка мазута за 2015 год в Российской Федерации установлено следующее.

ПАО «Газпром нефть», ПАО «НК «Роснефть», АО «Антипинский НПЗ» занимают на оптовом рынке мазута в Российской Федерации суммарно долю, превышающую 50%. Доля каждого из указанных хозяйствующих субъектов более восьми процентов, а также превышает доли других хозяйствующих субъектов на оптовом рынке мазута в Российской Федерации. В течение длительного периода (на протяжении года) относительные размеры долей указанных хозяйствующих субъектов подвержены малозначительным изменениям, доступ на рынок бензинов автомобильных в Российской Федерации новых конкурентов затруднен.
Реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар на указанном рынке не может быть заменен другим товаром при потреблении.
Информация о цене и условиях приобретения мазута на оптовом рынке в Российской Федерации распространяется посредством прайс-листов, размещения объявлений в специализированных отраслевых изданиях, объявлений на сайтах трейдеров и НПЗ в сети Internet и доступна неопределенному кругу лиц. При необходимости потребитель может получить информацию о ценах и условиях реализации нефтепродуктов из отраслевых информационно-аналитических изданий, а также иных изданий, имеющих лицензию средств массовой информации (в частности, ООО «Инфо ТЭК-Консалтинг», ИЦ «Кортес», Argusmedia и др.). Важно отметить, что мазут обращается на товарно-сырьевой бирже АО «СПбМТСБ», соответственно хозяйствующие субъекты имеют доступ к данному виду товара посредствам биржевых торгов.
Следовательно, ПАО «Газпром нефть», ПАО «НК «Роснефть», АО «Антипинский НПЗ» выполняются в совокупности условия части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, применительно к которым выполняются условия части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, каждый из хозяйствующих субъектов ПАО «Газпром нефть», ПАО «НК «Роснефть», АО «Антипинский НПЗ» занимает доминирующее положение на оптовом рынке мазута в Российской Федерации.
На оптовых рынках нефтепродуктов в Российской Федерации хозяйствующими субъектами осуществляется продажа нефтепродуктов, полученных в результате переработки нефти (газового конденсата) (далее - нефть) на НПЗ. Возможность хозяйствующих субъектов становиться участниками и/или осуществлять деятельность на оптовых рынках нефтепродуктов в существенной степени зависит от наличия объемов предложения нефтепродуктов, произведенных на НПЗ или доступа хозяйствующего субъекта к мощностям по переработке нефти.
Объем производства нефтепродуктов на НПЗ зависит от объема переработки нефти, поставленной на НПЗ. Возможность хозяйствующих субъектов осуществлять переработку нефти и производство нефтепродуктов в существенной степени зависит от наличия объемов нефти для поставки на НПЗ.
Таким образом, наличие мощностей по переработке нефти в нефтепродукты является одним из основных условий обращения товара на оптовых рынках нефтепродуктов, а также наличие объемов нефти обусловливает возможность осуществлять переработку нефти и производство нефтепродуктов, что также является существенным условием обращения товара на оптовых рынках нефтепродуктов.
Следовательно, каждая из указанных компаний занимает доминирующее положение на оптовом рынке мазута и, кроме того, имеет дополнительную возможность оказывать существенное воздействие на основные условия обращение товара на оптовых рынках нефтепродуктов, то есть, фактически на возможность иных хозяйствующих субъектов становиться участниками и/или осуществлять деятельность на рассматриваемом рынке, на уровень цены и количество товара, обращающегося на рынке.
Ранее согласно аналитического отчета по результатам анализа состояния конкуренции на оптовом рынке мазута в Российской Федерации за 2014 год были установлены следующие хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на данном товарном рынке: ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром нефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», АО «ННК» и АО «Антипинский НПЗ».
Сокращение хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на оптовом рынке мазута в 2015 году обусловлено модернизацией НПЗ, находящихся в собственности хозяйствующих субъектов, занимавших в 2014 году доминирующее положение, а также вступление в силу требований Технического регламента ТС.
Кроме того, сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих рынок, позволяет сделать следующие выводы:
- рассматриваемый рынок относится к рынку с высоким уровнем концентрации;
- на основании части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции» на оптовом рынке мазута на территории Российской Федерации в 2015 году занимали доминирующее положение следующие хозяйствующие субъекты:
• ПАО «НК «Роснефть»;
• ПАО «Газпром нефть»;
• АО «Антипинский НПЗ».
 


Источник: Федеральная антимонопольная служба
Разделы: Переработка    Инвестиции    Бензин    Продажа    мазут    Нефть    нефтепродукты    круг    зрение    Топливо    Биржа    Основание   
Просмотры: сегодня:1, всего:1214

Выставки и конференции по рынку нефти, газа, топлива