С началом производства на «Ямал СПГ», первую
отгрузку в Китай ожидают 8 декабря, трафик через
воды Северного морского пути, вероятно, удвоится
в течение следующих 12 месяцев.
Согласно данным российского Министерства транспорта, основной
объем грузов составят углеводороды —
до 65 млн тонн в год к 2020
году.
В этом году китайские транспортные компании провели
дюжину судов по Северному морскому пути,
в предыдущем году — пять. Это самое большое
количество судов под нероссийским флагом, когда-либо
проходивших этим маршрутом. Кроме того, китайский ледокол
Xue Long также провел в Арктике почти
три месяца, включая канадский Северо-Западный проход.
Океанская транспортная компания Китая использовала
СМП для пяти транзитных переходов: трех —
на запад, из Азии в Европу, и двух —
на восток, в обратном направлении, а также
трех целевых переходов для доставки в Сабетту
оборудования для «Ямал СПГ». Кроме того, CNOOC
и COSL провели сейсмические и буровые работы
в Карском море. Активность китайцев на Севморпути
указывает на намерение КНР извлечь выгоду
из открывающихся маршрутов в Арктике.
«СМП официально стал частью морского компонента проекта
«Один пояс — один путь» после публикации совместного
видения Национальной комиссии развития и Реформ Китая
и Государственной Океанской администрации
о сотрудничестве на море в рамках инициативы
пояса и пути», — пояснила исследователь
Стокгольмского международного института изучения проблем мира
Екатерина Клименко.
Активность Китая на маршруте приходится на самый
судоходный сезон в Арктике, — сообщает
информационный центр AfterShock. Более 9,6 млн тонн
груза уже перевезли в этом году, и, по словам
главы администрации СМП Николая Монко, эта цифра
в общей сложности составит приблизительно
10,2 млн тонн. Это на 36 процентов
больше, чем за 2016 год —
7,5 млн тонн. Кроме транзита товаров в Европу
китайские суда также задействовали в строительстве «Ямал
СПГ». Проект состоит из трех линий по сжижению СПГ,
каждая из 26 сборных модулей, поставляемых
в порт Сабетта. Всего к месту строительства должны
были доставить 155 модулей. Минувшим летом
государственная нефтяная компания Китая поставила последние
36 базовых модулей для ямальского проекта.
Китайские суда также задействованы в сейсмических
исследованиях и буровых работах в Карском море
к западу от полуострова Ямал.
«В данный момент Россия и Китай —
действительно союзники в Арктике,
и в разработке углеводородов в частности.
«Ямал СПГ» — не единственная область сотрудничества
в Арктике, которую обсуждают эти две страны.
Роснефть вела переговоры с китайскими компаниями
о работе в ряде проектов на шельфе. Хотя
ничего не было официально подписано или объявлено,
есть признаки того, что согласования
все еще продолжаются, — утверждает Екатерина
Kлименко. — В течение следующих
5-10 лет Китай мог бы стать крупным
партнером в области шельфовой разработки, особенно если
санкции сохранятся».