Российские власти всерьез взялись за схемы «серого импорта»
нефтепродуктов через Белоруссию, которые могут привести к
дефициту на внутреннем рынке и соответственно росту цен. По
словам собеседников «Известий», под давлением Москвы в марте
белорусские власти начали наводить порядок» на местном
топливном рынке. Вслед за этим в российском правительстве
потребовали от отечественных компаний прекратить
«неоправданные» поставки нефтепродуктов в Белоруссию.
В последние месяцы объемы поставок российских нефтепродуктов
в соседнюю республику резко возросли. По данным
железнодорожных экспедиторов, дочка «Татнефти» компания ООО
«Татнефть-Транс» поставила в январе 2016 года в Белоруссию 25
тыс. т бензина. Хотя «Татнефть» имеет в республике
собственную розницу, такого количества бензина, как отметил в
разговоре с «Известиями» один из местных трейдеров, «им бы
хватило лет на двенадцать». Для сравнения: «Роснефть», у
которой тоже есть розница в Белоруссии, поставила за тот же
период около 360 т топлива. Весьма крупные объемы бензина -
более 28 тыс. т - отправил в этом году в Белоруссию и
«Лукойл», что намного превышает потребности розничной сети,
которую компания имеет на территории республики.
Трейдеры объясняют возросшие поставки на белорусское
направление рыночной конъюнктурой. Цена литра
высокооктанового бензина в Минске составляет $0,58, в то
время как в Москве - $0,57. В пересчете на тонну и за вычетом
маржи розницы и оптовиков разница меньше $10. По словам
трейдеров, вряд ли кто-то повезет такие объемы за такие
деньги. Другое дело, что на заправках Киева литр стоит
$0,77-$0,80, а в Варшаве - $1,1. Другими словами,
значительная часть российского топлива уходит на Украину и в
Европу, причем, поскольку Белоруссия входит в Таможенный
союз, поставки туда не облагаются экспортной пошлиной и с них
не взимается акциз.
Российские власти беспокоят не только фискальные потери от
возможного «серого экспорта». Глава ВНИПИ нефти Владимир
Капустин отметил, что хотя сегодня в России нет дефицита
бензина, правительство должно следить и за балансом, и за
наполняемостью бюджета. А в последнее время немало
российского топлива уходит за пределы Таможенного союза
именно с территории Белоруссии как местный бензин. На
заседании правительственной комиссии по ТЭКу в четверг
вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минэнерго, Минфину,
Федеральной таможенной службе (ФТС) доложить о причинах
резкого увеличения поставок нефтепродуктов в Белоруссию
дочерними предприятиями «Татнефти» и «Газпрома».
Три года назад между Россией и Белоруссией уже возникали
серьезные разногласия по поводу реэкспорта — республика
продавала за границу российские нефтепродукты под видом
«растворителей» и «разбавителей». Объем поставок топлив с
«растворителями» тогда достиг крупного индустриального
размаха. Только на Украину в январе–августе 2012 года было
поставлено на миллион тонн больше «белорусского» топлива, чем
за тот же период годом ранее. Потери российского бюджета
оценивали в $1,5 млрд.
Как рассказали источники «Известий» в Минске, с позицией
Москвы связан мартовский арест одного из белорусских
«олигархов», некогда президентского фаворита Юрия Чижа,
основателя компаний «Трайпл» и «Нефтехимтрейдинг» — активных
участников давальческих схем переработки российской нефти на
белорусских НПЗ, а также поставщика топлива на экспорт на
Украину и за пределы СНГ. КГБ Белоруссии подтвердил его арест
11 марта.
Судя по всему, схемы «серого экспорта» бизнесмену были не в
новинку — еще в 2012 году «Трайпл» активно участвовала в
бизнесе «растворителей». Интересно, что поводом для ареста,
по словам главы КГБ Белоруссии Валерия Вакульчика, служат
якобы некие сведения, предоставленные заместителем Чижа
Владимиром Япинцевым, арестованным еще в августе прошлого
года по заявлению самого Юрия Чижа (тот обвинил зама в
финансовых махинациях). «Арест связан с давлением Москвы,
удивленной объемами бензина, которые начали уходить в
Белоруссию, — утверждает один из нефтетрейдеров. —
Показательное наказание одного из наиболее активных возможных
участников «серых схем» станет для других наглядным
примером».
Не исключена также и политическая подоплека. Крупные партии
бензина пошли в Белоруссию с октября прошлого года, вскоре
после того, как Москва в сентябре ввела запрет на поставки,
которые могут быть использованы Украиной в конфликте с
Донбассом. «Трайпл» была очень активна именно на украинском
направлении. Трейдеры отмечают, что компания брала кредиты
под поставки нефтепродуктов на Украину. В прошлом году
белорусские поставщики продали на украинский рынок 1,4 млн т
бензина.