"Роснефть" после покупки "Башнефти"
продлила заключенный в 2013 году контракт с китайской CNPC о
поставках нефти до 2024 года, увеличив объем на 30%, до 10
млн тонн в год. Нефть пойдет транзитом через Казахстан. Хотя
собеседники "Ъ" отмечают, что новые 3 млн тонн
нефти в год будут поставлены дополнительно к предыдущим
соглашениям, вопрос поставки примерно такого же объема по
Сковородино--Мохэ по-прежнему не решен из-за проволочек с
китайской стороны. В прошлом году "Роснефти"
удалось получить необходимые мощности для перевалки этой
нефти в порту Козьмино, потеснив другие российские
нефтекомпании.
"Роснефть" продлила контракт с китайской CNPC на
поставку нефти через территорию Казахстана, заключенный в
2013 году, одновременно увеличив его объем. Согласно
сообщению компании, прежний пятилетний контракт с объемом
поставок в 7 млн тонн в год будет продлен до 2024 года, а
объем поставок вырастет до 10 млн тонн в год. Таким образом,
с текущего момента до 2024 года "Роснефть" поставит
в Китай 70 млн тонн нефти.
Транзитная схема поставок через Казахстан выглядит таким
образом: "Роснефть" поставляет свою нефть на
Павлодарский НПЗ, Казахстан взамен поставляет свою нефть в
Китай по нефтепроводу Атасу--Алашанькоу. Такой вариант
позволяет "Роснефти" экономить на транспортных
тарифах. По словам Вячеслава Мищенко из Argus Media, в
прошлом году на Павлодарский НПЗ было поставлено 5 млн тонн
нефти, еще 2 млн тонн — транзитом. Он также напомнил, что
увеличение транзита должен еще утвердить казахский оператор
"Казтрансойл". По словам собеседников
"Ъ", дополнительные 3 млн тонн точно будут идти
транзитом, так как переработать их на Павлодарском НПЗ
невозможно.
Собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией, отметил, что
дополнительные 3 млн тонн нефти — это абсолютно новый объем,
а не перебрасывание объемов с предыдущих контрактов
"Роснефти" с CNPC. В настоящее время поставки
"Роснефти" в Китай осуществляются также танкерами
из Козьмино, а также по нефтепроводу Сковородино--Мохэ.
Китайская сторона затягивает расширение этого нефтепровода,
из-за чего в прошлом году "Роснефти" пришлось
поставлять 3,5 млн тонн нефти, первоначально предназначенные
для транспортировки трубой, через Козьмино. Но, как отмечают
собеседники "Ъ", предполагается, что уже в этом
году нефтепровод будет доведен до полной мощности в 30 млн
тонн в год. Однако глава "Транснефти" Николай
Токарев выражал сомнение в том, что китайская сторона
расширит нефтепровод на своей стороне даже к 2018 году.
Новые объемы нефти для Китая "Роснефть", скорее
всего, изыщет из баланса приобретенной в прошлом году
"Башнефти". Как пояснил "Ъ" советник
главы компании Игорь Демин, 3 млн тонн дополнительных
поставок в Казахстан будут обеспечены башкирской нефтью с
высоким содержанием серы (3,5%), так как у компании есть
поручение Минэнерго об уменьшении содержания серы в поставках
в западном направлении. С учетом смешивания с
западносибирской нефтью уровень серы в поставках в Казахстан
составит 1,5% при допустимых 1,6% (согласно контракту).
Насколько в итоге вырастет для "Роснефти" тариф на
поставки через Казахстан, пока неясно. В прошлом году такие
поставки были, по данным компании, более выгодны, чем
альтернативные маршруты. Так, тариф от месторождений
"Уватнефтегаза" в Китай через Казахстан в прошлом
году был на уровне 2,08 тыс. руб. на тонну, тогда как от
месторождений "Верхнечонскнефтегаза" до Козьмино —
2,37 тыс. руб. за тонну, а от Ванкора до границы Китая — 2,47
тыс. руб. на тонну.