Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
Строительство Амурского НПЗ отложили из-за отсутствия сырья

Проект Амурского НПЗ стоимостью 120 млрд руб., предназначенный преимущественно для экспорта нефтепродуктов в Китай, не будет реализован, заявил вице-премьер Юрий Трутнев. Инвесторы не предоставили гарантии поставок сырья на завод.

Завода не будет

Проект строительства Амурского НПЗ мощностью 6 млн т нефти и конденсата в год не будет реализован, заявил РБК вице-премьер, полномочный представитель президента по Дальнему Востоку Юрий Трутнев. "Мы пошли им [инвесторам] навстречу, а проект не реализовался. Страшно это или нет? Нет, не страшно. Мы ничего не потратили из бюджета на строительство инфраструктуры, это риск инвестора", - сказал он.

Строительство завода в селе Березовка Амурской области, недалеко от китайской границы, обсуждалось с 2004 года, а в апреле 2016 года его одобрил президент Владимир Путин. Этот проект должна была реализовать Амурская энергетическая компания (АЭК), которую контролировала китайская "Мэн Лань Син Хэ" (90%). "Мэн Лань Син Хэ" обещала на 90% профинансировать стройку стоимостью более 120 млрд руб., запуск первой очереди предприятия ожидался в 2019 году. В России должно было остаться не более 20% продукции (1 млн т дизтоплива и 55 тыс. т бензина), остальное планировалось поставлять в Китай. Но инициаторам проекта так и не удалось договориться с нефтяными компаниями о поставках сырья на завод. "Мы поступили честно, я сам их неоднократно предупреждал, что до того, как войти в проект, надо разобраться с поставками сырья. Они не шевелятся, я не слышал, чтобы они нашли нефть", - сказал Трутнев. Проект строительства НПЗ было необходимо согласовывать с властями для выделения земельных участков, получения разрешений на строительство инфраструктуры, налоговых льгот и условий экспорта нефтепродуктов.

Были варианты поставки сырья железнодорожными цистернами из Якутии, но сформулированных предложений о том, как дальше реализовывать проект, не последовало, рассказал вице-премьер. Осенью 2016 года стало известно, что АЭК заключила предварительные соглашения на поставку нефти с двумя якутскими компаниями, в том числе с "Харьягой", принадлежащей структурам бизнесмена Александра Мамута. Но у обеих компаний еще не было добычи, они лишь владели геологоразведочными лицензиями.

Источник, близкий к участникам проекта, сказал РБК 6 февраля, что они по-прежнему надеются его возобновить, а у вице-премьера устаревшая информация. С представителем АЭК связаться не удалось.

На рынке нет места

"Транснефть" отказалась дать разрешение на подключение Амурского НПЗ к трубопроводу Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), ссылаясь на отсутствие гарантий поставок нефти и необходимость инвестировать до 150 млрд руб. в расширение нефтепровода. Но в феврале 2017 года стало известно, что инициаторы проекта договорились с группой EСН Григория Березкина о возможности транспортировки сырья по железной дороге через терминал Уяр. Предполагалось, что это позволит EСН компенсировать потери крупного клиента: "Роснефть" поставляет через Уяр нефть для Комсомольского НПЗ, но к 2018 году "Транснефть" должна была построить ответвление от ВСТО для этого завода.

Несмотря на то что отвод на завод "Роснефти" уже построен, он еще не введен в строй, а контракт с Уяром перезаключен до середины 2019 года. "Пункт налива нефти в Уяре продолжает снабжать Комсомольский НПЗ "Роснефти" в прежних объемах, ситуация с Амурским НПЗ не оказала на предприятие никакого влияния", - сообщила представитель EСН Марианна Белоусова.

"Газпром нефть" еще в начале 2017 года предупреждала Минэнерго о нецелесообразности строительства Амурского НПЗ. По мнению компании, его появление "создаст избыток предложения на топливном рынке Дальнего Востока и сократит возможности для экспорта нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона". Действительно, Амурскому НПЗ было бы сложно найти место на рынке Дальнего Востока, признает главный экономист Vygon Consulting Сергей Eжов. Сейчас поставки в этот регион обеспечиваются действующими НПЗ, многие из которых наращивают выпуск бензина, указывает он. К тому же заметного роста потребления не прогнозируется, а это означает, что проекту пришлось бы вытеснять эти заводы.

По итогам проведения налогового маневра в нефтяной сфере снизилась рентабельность НПЗ, добавил аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Чтобы не получить убыток, заводу требуется прокачка гарантированных объемов нефти по трубопроводу и высокая глубина переработки с нулевым выходом мазута. Но такой завод, как Амурский НПЗ, ориентированный на экспорт в Китай, нефть для нужд которого планировалось поставлять по железной дороге, оказался бы неконкурентоспособным и неокупаемым, поясняет эксперт.


Просмотры: сегодня:1, всего:281

Выставки и конференции по рынку нефти, газа, топлива