Опрос: Россияне готовы доплачивать за "натуральность" продуктов
Более половины россиян при выборе товаров обращают внимание на их экологическую чистоту. А 48 процентов признаются, что для них важнее стоимость, поэтому покупают что подешевле или по акции. Таковы итоги всероссийского опроса, проведенного аналитическим центром Национального агентства финансовых исследований. Наиболее требовательны люди при покупке продуктов питания (67 процентов), и они готовы доплачивать за "натуральность" от 10 до 30 процентов, рассказал "РГ" директор по исследованиям НАФИ Тимур Аймалетдинов. Экологичные товары для дома интересуют 63 процента опрошенных. В меньшей степени думают об экологии граждане, покупая одежду и обувь (56 процентов).
"Потребительские привычки половины россиян можно назвать экологичными: натуральность товаров, то есть без консервантов, красителей и другой "химии", при покупке ценят 53 процента респондентов, учитывают пользу для здоровья 50 процентов, доверяют продуктам местных отечественных производителей 51 процент, - приводит данные опроса населения Тимур Аймалетдинов.
Между тем, отмечается в исследовании НАФИ, 13-16 процентов россиян отличаются осознанным потреблением, то есть избегают "пластиковых" помидоров и яблок, консервированных продуктов, ищут на упаковках пометки "био", "эко", "без ГМО" или "органик", а также лучше реагируют на еду в простой минималистичной экологичной упаковке. Почти треть опрошенных респондентов ищут сезонные и фермерские продукты.
Интересно, что продовольствие с пометками "био", "эко", "органик" чаще всего покупают люди в возрасте от 18 до 24 лет. Молодежь, по мнению аналитиков, более просвещенная в вопросах здорового питания, к тому же чаще путешествует по европейским странам, где видит примеры экологического поведения населения - от раздельной сортировки мусора до покупки продуктов на популярных фермерских базарах или в специализированных секциях гипермаркетов.
Категории "фермерские продукты" и "сезонные продукты" больше востребованы среди 45-59-летних россиян, работающих пенсионеров и домохозяек, а продукты "без химии" привлекают опрошенных от 25 до 44 лет. Наименьший интерес к натуральным, экологичным и более дорогим продуктам проявляют неработающие пенсионеры, экономящие каждую копейку.
То, что в России сегодня более 15 миллионов потребителей голосуют кошельком за экологические продукты питания, подтверждает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. "С одной стороны, растет сеть магазинов дискаунтеров с низкими ценами и агрессивными промо-мероприятиями и скидками, где покупатель с невысокими доходами может приобрести товары безопасного качества по низким ценам. С другой - растет интерес населения, включая даже такую социально незащищенную группу, как пенсионеры, к свежим мясным и молочным продуктам местного производства из фермерских хозяйств, от белорусских поставщиков, из хозяйств при монастырях, а также к ярмаркам, на которых можно купить свежие и сушеные фрукты, мед и так далее", - рассказывает эксперт.
Также растет интерес к специализированным магазинам малых форматов - молочным, мясным, рыбным, пекарням и кондитерским, говорит он. "При этом один и тот же потребитель может покупать для себя более дешевую продукцию в магазинах, ориентированных на низкие цены, а детям, для гостей и торжественных случаев приобретать более дорогую и свежую фермерскую продукцию, - продолжает Михаил Бурмистров. - Ряд потребителей разделяют магазины по товарным категориям: например, мясо покупают в специализированных мясных фермерских магазинах, а колбасные изделия - в дискаунтерах".
Минус еще в том, что 40 процентов россиян, по данным исследований "Infoline-Аналитики", до сих пор не читают данные о составе продуктов на этикетках и искренне уверены в том, что перед ними натуральные сыр или колбаса, а не сырный и колбасный "продукт".
Между тем в НАФИ обращают внимание на то, что при производстве и продаже продуктов с пометками "био", "эко", "без ГМО", "без усилителя вкуса" в отличие от других стран у нас не требуется подтверждения достоверности информации и обязательной сертификации.
Зачастую пометки используются как обычный рекламный, то есть маркетинговый ход, а некоторые крупные производители для убедительности ссылаются на принадлежащие им научно-исследовательские институты. "Нормативов для экологичных продуктов нет, а раз так, нет и контроля, возникают условия для злоупотреблений", - говорит Тимур Аймалетдинов.
Случаи, когда продукты с пометкой "био" и без нее продаются по одинаковой цене, должны изначально навести покупателя на размышления о недостоверности этикетки или рекламной акции. По мнению Михаила Бурмистрова, перед производителями и торговцами сегодня стоит задача о правильном соотношении цены и потребительских свойств безопасной, натуральной или экологичной продукции. "Пока такое соотношение не соблюдается", - говорит собеседник "РГ".
Что касается исследования НАФИ, то реже всего потребители пока смотрят на экологичность одежды и обуви. С одной стороны, не сформировалось отношение к тому, насколько вредными могут быть ткани, краски, фурнитура, из которых производятся эти виды товаров. С другой - за натуральную одежду и обувь приходится в разы больше платить, так что для многих это не актуально, поясняют авторы исследования.
Распределение ответов россиян на вопрос, "насколько для вас важно, что производство и эксплуатация покупаемого вами товара наносит минимальный ущерб окружающей среде?" показало низкие результаты. При этом большинство потребителей не готовы доплачивать за товары производителей, которые заботятся о снижении ущерба окружающей среде от деятельности своих предприятий или от своей продукции (61-71 процент).
О вкусах и торговых марках
Покупаем местное
На востребованность россиянами продуктов местных производителей указывает и новое глобальное исследование международной аналитической компании Nielsen о потребительских вкусах и торговых марках.
"Почти 70 процентов россиян предпочитают продукты локального производства в категориях молоко, йогурт, соки, фрукты и овощи, мясо и морепродукты, детское питание, а также мороженое", - перечисляется в исследовании.
В этом же ряду газировка и безалкогольные напитки (48 процентов), шоколад (46 процентов), печенье (61 процент), питьевая вода (61 процент), готовые завтраки (44 процента), лапша быстрого приготовления и рис (38 процентов), консервированные овощи и томаты (57 процентов).