Разделы
Дорогой авиакеросин толкает авиакомпании РФ к осеннему кризису

Подорожавший в полтора раза с прошлого года авиакеросин ставит российские авиакомпании на грань рентабельности, что может обернуться очередным кризисом после окончания подогревшего спрос чемпионата мира по футболу и летнего сезона отпусков, говорят представители отрасли и аналитики.

Цены на авиатопливо начали расти вместе с ценами на нефть с середины прошлого года и к началу июля достигли максимальных значений.

По данным Thomson Reuters Kortes, в аэропортах московского авиационного узла цены на керосин в июне 2018 года выросли на 46 процентов по сравнению с июнем 2017 года почти до 48.100 рублей за тонну. В среднем по России за год цены выросли на 44 процента почти до 46.650 рублей.

Отрасль тяжело переживает рост цен на топливо, которое в структуре затрат авиакомпаний занимает 27-30 процентов, сказали Рейтер представители ряда российских авиакомпаний.

Они считают, что подорожание топлива может обернуться убытками после того, как пассажиропоток, стимулируемый летним сезоном отпусков и всплеском спроса на время чемпионата мира по футболу, пойдет на спад.

Власти РФ пытаются сдержать рост цен на нефтепродукты для потребителей снижением акцизов, но для авиакомпаний такой механизм не подходит, поскольку они уже получают возмещение акциза из бюджета.

ЛЕТО И ЧЕМПИОНАТ

Авиационный бизнес в РФ, расходы которого также растут из-за номинированных в валюте лизинговых ставок, дорожающего технического обслуживания, аэропортовых сборов и дефицита пилотов, находится на грани рентабельности, несмотря на растущий спрос.

По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), которые приводятся в специализированном издании Авиатранспортное обозрение, при выручке более 1 триллиона рублей общая операционная прибыль ее участников в 2017 году выросла до 5,0 милллиардов рублей с 2,8 миллиарда рублей.

АЭВТ объединяет почти 20 российских авиакомпаний, включая Ютэйр, S7, Уральские авиалинии. Крупнейший российский авиаперевозчик Аэрофлот в ассоциацию не входит.

"В 2018 году затраты растут гораздо быстрее доходов, основная причина роста затрат - рост цен на авиакеросин", - сказал глава пассажирского подразделения авиакомпании Ютэйр Павел Пермяков.

Продолжающийся рост рынка в 2018 году и летний спрос, усиленный ростом перевозок на время ЧМ, пока помогают авиакомпаниям закрыть растущие расходы.

"В период чемпионата мира мы наблюдаем повышенный спрос на перевозки, высокий спрос помогает справиться с дорожающим топливом", - сказал представитель Группы S7.

Чемпионат мира по футболу прошел в России с 14 июня по 15 июля в 11 городах.

Если в прошлом году перевозки в июне по сравнению с маем выросли почти на 20 процентов, что нормально для начала летнего сезона отпусков, то в этом - на 31 процент, свидетельствуют предварительные данные Росавиации, которая не комментирует ситуацию с ценами на топливо.

Аэрофлот комментарий не предоставил.

"ЗАБРАЛИ ПРИБЫЛЬ"

Значительная часть билетов на лето была продана еще до начала резкого повышения цен на керосин, говорят участники рынка.

"По сути, топливозаправщики "без объявления войны" просто "забрали" всю плановую прибыль авиакомпании текущего летнего сезона авиаперевозок", - сказала представитель Уральских авиалиний.

По мнению авиакомпании, чемпионат даже усугубил положение с ценами на топливо, усилив его дефицит.

Получить комментарий крупнейших российских производителей авиатоплива Рейтер не удалось: представитель Роснефти отказался от комментариев, Лукойл и Газпромнефть комментарии пока не предоставили.

Доля затрат авиакомпаний на топливо по итогам 2017 года снизилась до 22 процентов с 27 процентов в 2014 году, передал через представителя замруководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин.

Главные факторы, влияющие на цену керосина - мировые цены, курс рубля, ремонты на НПЗ, достаточность предложения на биржевых торгах и во внебиржевом сегменте, конкуренция на рынках топлива и заправки, сказал он.

Основной объем топлива авиакомпании покупают во внебиржевом сегменте по прямым договорам с нефтяными компаниями по ценам ниже биржевых, сказал Голомолзин. С середины января до марта индекс внебиржевых цен снизился в 1,13 раза, с апреля по май он вырос в 1,15 раза, в июне он почти не рос, а июне-июле начал снижаться, сказал Голомолзин.

ЦЕНЫ НЕ РАСТУТ

При сегодняшних ценах на топливо и высоком уровне других затрат единственным способом повысить доходность будет рост цен на билеты.

Представители Группы S7 и "дочки" Аэрофлота лоукостера Победа не исключили роста цен. Пермяков из Ютэйр считает, что сдерживать рост будет избыточный парк аваикомпаний.

В 2017 году авиакомпании увеличивали закупки самолетов, вдохновившись восстановительным ростом перевозок после падения в 2016 году на фоне экономического кризиса. В прошлом году перевозки достигли 105 миллионов человек, что стало абсолютным рекордом для российской авиации.

Пермяков считает, что поднимать цены можно будет только "либо когда вырастут доходы населения, либо когда с рынка уйдет лишняя емкость в результате разумных действий авиакомпаний или в результате банкротств".

По его мнению, цены на билеты в секторе авиаперевозок во второй половине 2018 года могут вырасти на 2-4 процента, а пассажиропоток по итогам года увеличится на 9-10 процентов.

Глава аналитической службы агентства Авиапорт Олег Пантелеев считает, что в начале зимнего сезона рост цен на топливо может спровоцировать проблемы с прибыльностью.

Ситуация усугубляется тем, что единственное популярное зимнее туристическое направление - Египет - остается закрытым, сказал он.

"Я пока не вижу авиакомпаний, которых можно было бы назвать претендентами "на вылет", но ситуация опасная", - сказал Пантелеев.

По его мнению, если цены на топливо не будут расти такими же темпами и дальше, а рубль будет стабилен, вряд ли стоит ждать банкротств осенью, поскольку у авиарынка есть запас прочности, но проблемы могут проявиться в первом квартале 2019 года, когда деньги кончатся.


Просмотры: сегодня:1, всего:86

Выставки и конференции по рынку нефти, газа, топлива