Когда ОПЕК и Россия договаривались об увеличении добычи нефти на миллион баррелей в день, чтобы остановить рост нефтяных цен, ставших неприемлемыми для потребителей от Азии до Соединенных Штатов, не было никаких признаков того, что произойдет всего два месяца спустя. А произошло замедление спроса в Азии, избыточное предложение и назревающая ценовая война между Саудовской Аравией и Ираном.
Как пишет Oil Price в статье A Saudi-Iran Oil War Could Break Up OPEC, Саудовская Аравия, главный соперник Ирана на Ближнем Востоке, всячески поддерживала намерение президента США Дональда Трампа выйти из ядерной сделки с Ираном и возобновить санкции. Эта поддержка носит не только идеологический или религиозный характер, но и имеет чисто экономический мотив - чем меньше иранской нефти продается, тем больше покупателей у Саудовской Аравии.
Однако Иран не намерен сдаваться. Ему есть что терять, поскольку самые жесткие санкции вступят в силу через несколько месяцев. Первые "выстрелы" в этой войне уже прогремели - Саудовская Аравия снизила цены на нефть, поставляемую всем своим клиентам, за исключением США, сообщает S&P Global Platts в недавнем анализе ОПЕК. Иран сделал то же самое, заявив, что готов пойти гораздо дальше, если какой-либо другой производитель будет угрожать его рыночной доле. Заявления высокопоставленных правительственных и военных чиновников свидетельствуют о том, что Иран готов пойти до конца вплоть до закрытия Ормузского пролива.
Хотя аналитики не уверены, что Иран реализует свои угрозы, новости о нефтяном спросе в Азии дают ОПЕК еще один повод для беспокойства. Замедление экономического роста снижает спрос на нефть. Китайский юань и индийская рупия падают по отношению к доллару в результате складывающийся экономической ситуации в как Азии, так и в Соединенных Штатах, где экономика растет настолько быстро, что некоторые начинают беспокоиться о том, что процесс скоро закончится.
Таким образом, внутренний разлом ОПЕК углубляется и, скорее всего, будет углубляться и дальше, потому что Саудовская Аравия и Иран вряд ли откажутся от противостояния, даже если это означает снижение цен до крайне низких уровней. Саудовская Аравия может увеличить производство. По данным Platts, у королевства самая большая часть объединенных резервных мощностей ОПЕК. Иран не обладает подобными ресурсами, его экспорт уже начинает падать и будет продолжать снижаться, поскольку приближается 4 ноября, день, когда новые санкции вступят в силу. Тем не менее Иран ясно дал понять, что не прекратит экспорт нефти в Китай, поскольку Китай в свою очередь не прекратит закупки иранской нефти.
Неудивительно, что Китай и Индия стали полем боя для саудовской и иранской нефти, поскольку являются самыми главным мировыми потребителями ресурса. Индия заявила, что попробует придерживаться американских санкций, а Китай сообщил об обратном. Таким образом, Индия может увеличить потребление нефти из Саудовской Аравии, а в случае с Китаем все зависит от цен. Поскольку Ирану есть что терять, он может пойти дальше Саудовской Аравии. Саудовцы, в свою очередь, не могут зайти слишком далеко: у них огромные финансовые обязательства в рамках стратегии реформ ”Видение 2030”, а также крупные инвестиционные проекты в стране и за рубежом.
Ценовая война между Саудовской Аравией и Ираном может положить конец существованию ОПЕК. Иран уже высказался против перераспределения квот между членами картеля, предложенного министром нефтяной промышленности Саудовской Аравии Халидом аль-Фалихом. По словам его иранского коллеги Бижана Зангане, это угрожает рыночной доле Ирана. Ожидается, что оба министра примут участие в заседании Объединенного министерского комитета по мониторингу, который был создан для отслеживания сделки по сокращению производства, согласованной с Россией в 2016 году. Вряд ли Саудовская Аравия убедит Иран в том, что его доля на рынке не пострадает из-за готовности королевства восполнить любой дефицит предложения, возникший в связи с сокращением иранского экспорта в результате санкций США. Трудно представить себе, что Иран пустит этот процесс на самотек. ОПЕК может перестать существовать.