Крупнейшая в мире нефтепроводная компания отмечает 25 лет успешного развития. За четверть века «Транснефть» реализовала десятки крупнейших проектов, выведя отечественный магистральный нефтепроводный транспорт на лидирующие позиции в мировой экономике. При этом котировки акций компании обрушились из-за низких дивидендов.
После развала СССР прекратило свою деятельность и союзное министерство нефтяной и газовой промышленности, вместе с которым подлежала реорганизации и Главтранснефть. Чтобы сохранить инфраструктуру и единство управления, 16 нефтепроводных предприятий и основали компанию «Транснефть».
С того самого дня отечественный магистральный нефтепроводный транспорт перестает играть посредническую роль между добывающими и перерабатывающими предприятиями, трансформируясь в полностью самостоятельную отрасль и одновременно крупнейшую в мире компанию по транспортировке энергоносителей.
Несмотря на непростой путь развития - уровень добычи в 90-х годах резко сократился, затормозив на несколько лет строительство новых нефтепроводов - к юбилейной дате «Транснефть» подошла с впечатляющими результатами.
Лишь за последние несколько лет компания реализовала такие крупнейшие проекты, как строительство магистральных нефтепроводов «Заполярье - Пурпе», «Куюмба - Тайшет», введение в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системы-2, системы «Восточная Сибирь - Тихий океан», нефтепровода Сковородино - граница КНР, проекты системы нефтепродуктопроводов «Север» и «Юг» и других.
А такие достижения компании за последние несколько месяцев, как на 100% погашенные валютный долг перед Банком развития Китая и долларовые еврооблигации ожидаемо положительно скажутся на финансовом развитии, учитывая, что практически вся выручка поступает в «Транснефть» в национальной валюте.
«Транснефть» и остаточный принцип выплаты дивидендов
Общая сумма всех крупных проектов, реализованных «Транснефтью» за последние 10 лет, составляет 2,5 трлн рублей, что в несколько раз превышает капитализацию самой компании. В этом и кроется одна из причин сокращения свободной денежной массы, которая могла быть обращена на выплату дивидендов, учитывая, что все доступные средства незамедлительно вкладывались в новые проекты. А потому «Транснефть» выплачивала дивиденды по остаточному принципу, ссылаясь на «напряженную инвестпрограмму».
В итоге все сложилось таким образом, что накануне 25-летнего юбилея «Транснефти» ситуация повторяется: акционеры не имеют возможности в полной мере воспользоваться успехами транспортной монополии, поскольку цена с начала 2018 года привилегированных акций «Транснефти» снизилась на 21% в рублях и на 32% в долларах, продемонстрировав худший результат среди крупнейших госкомпаний.
Например, по итогам 2016 года в качестве дивидендов выплачена лишь половина требуемой суммы - 25% (чистая прибыль по Международным стандартам финансовой отчетности). Такая же ситуация повторилась и год спустя: дивиденды за 2017 год составили около 29% чистой прибыли.
Промежуточные дивиденды 2017 года, по сути, являются доплатой дивидендов за 2016 год.
Тогда как, исходя из анализа опыта международных компаний, стабильные дивиденды в размере 70-100% чистой прибыли в сфере нефтетранспорта считаются нормой, не препятствующей инвестиционной активности.
Известно, что в настоящее время «Транснефть» завершила практически все свои крупные проекты, что неминуемо скажется на высвобождении находившейся в обороте денежной массы. Сложно придумать наиболее удачное время для начала выплат более высоких дивидендов своим акционерам - как государству, так и частным инвесторам. На первоначальном этапе это могут быть, как того требует правительство, дивиденды в размере 50% от чистой прибыли.
Оправдает ли надежды обновленный состав инвесторов?
Так или иначе, данный вопрос остается актуальным по настоящее время. Как и другой, касающийся снижения на протяжении двух последних лет чистой прибыли «Транснефти», несмотря на значительный объем капитальных вложений. Например, в 2017 году падение составило 17,6% (с 232,9 млрд руб. в 2016 году до 192,0 млрд руб. в 2017-м); в первом полугодии 2018 года прибыль упала на 19% (с 113,9 млрд руб. в первом полугодии 2017 года до 92,1 млрд руб.). В основном это произошло из-за увеличения неденежных расходов (амортизации), что не влияет на денежный поток.
Ожидая высоких дивидендов, в апреле 2017 года группа ключевых инвесторов существенно вложилась в привилегированные акции «Транснефти». Однако с того момента по состоянию на 31 августа 2018 года рыночные котировки акций снизились на 29% в рублях и на 42% - в долларах.
Приведенные цифры четко показывают, что для поступательной трансформации в сильную компанию недостаточно реализации стратегических инициатив.
Трудно найти наиболее удобный период, нежели ближайшее время, чтобы «Транснефти» оценить и оптимизировать уже принятые меры по росту капитализации и прислушаться к интересам акционеров, включая государство, ожидающих повышения дивидендных выплат.
По крайней мере, это и может стать лучшим отражением зрелости компании, открыв следующий четвертьвековой период развития.