Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
Среднетоннажный СПГ в России

В результате развития технологий сжижения, хранения, транспортировки и регазификации, растет привлекательность проектов СПГ - в ряде случаев они становятся более конкурентоспособными, чем традиционные трубопроводные решения. Стремительно растет число стран, которые в том или ином роде используют СПГ для поддержания экономического роста и обеспечения энергобезопасности.

Диапазон решений для СПГ-проектов весьма широк. Малотоннажный СПГ обеспечивает большую гибкость и скорость реализации проектов, но использует простые малоэффективные технологии сжижения. Крупнотоннажный СПГ дает варианты монетизации крупных запасов газа и за счет использования сложных технологий обеспечивает низкие удельные затраты на производство СПГ. А среднетоннажный СПГ занимает промежуточное положение и может дать оператору проекта достаточную гибкость в производстве, позволяя при относительно небольших капитальных затратах реализовать проект в сокращенные сроки.

Среднетоннажный завод СПГ может быть построен в условиях, когда газа для крупнотоннажного проекта не хватает и позволяет монетизировать относительно небольшие и удаленные месторождения, в т.ч. на шельфе. Кроме того, за счет тиражирования среднетоннажных линий можно растянуть капитальные затраты на достаточно продолжительное время и в итоге построить проект с большим объемом совокупной мощности. Пониженные капитальные затраты, сокращенные сроки строительства, относительно небольшая потребность в природном газе, возможность строительства нескольких идентичных линий в одном месте, достаточно широкий выбор технологий среднетоннажного СПГ - все это привлекает особое внимание к среднетоннажным технологиям и проектам. Среднетоннажное производство СПГ (как на суше, так и на море) дает возможность гибко подстраиваться под рыночный спрос, не создавая избыточных мощностей, и в наибольшей мере отвечает современным рыночным реалиям, обеспечивая относительно короткий период возврата инвестиций и высокий IRR.

Для России важное преимущество среднетоннажных технологий заключается в том, что они могут быть разработаны в относительно короткие сроки. ПАО "НОВАТЭК" и ПАО "Газпром" имеют собственные технологии ожижения газа. ПАО "НОВАТЭК" уже реализует по собственной технологии 4-ю линию сжижения газа на Ямале, технология GMR может быть использована на проекте во Владивостоке, на Черном море или на Сахалине в качестве третьей линии проекта Сахалин-2.

В силу отсутствия опыта реализации проектов, необходимости импорта ключевого оборудования, низкой конкуренции среди ЕРС при строительстве СПГ-заводов, а также высоких ставок привлеченного капитала и, российские среднетоннажные проекты, как правило, требуют больших удельных капитальных затрат на единицу установленной мощности, как на сам цикл ожижения, так и для строительства необходимой инфраструктуры (портовые сооружения, газопроводы, дороги, линии энергоснабжения). Эти повышенные капзатраты приводят к высоким долгосрочным предельным издержкам производства. Тем не менее, за счет низкой стоимости самого природного газа, суммарные краткосрочные предельные издержки среднетоннажного производства СПГ в России все равно одни из самых низких в мире.

Предполагается, что в 2019 г. в России начнут производство сразу три среднетоннажных завода. Два из них расположены на Балтике, используют сетевой газ и нацелены на новые растущие сегменты рынка СПГ, такие как рынок бункеровки, газификация с использованием плавучих регазификационных установок и среднетоннажных терминалов в Европе. Оба проекта реализуются с использованием технологий иностранных лицензиаров. Третий проект представляет собой проект расширения производства на площадке крупнотоннажного проекта на Ямале с использованием российской технологии. Среднетоннажная линия полностью интегрирована в производственную цепочку проекта Ямал СПГ.

Среднетоннажные проекты имеют большой потенциал для развития отрасли СПГ в России. У России, обладающей большими запасами природного газа, позволяющими в короткий срок нарастить добычу, имеющей выгодное географическое положение относительно ЕС и КНР - крупнейших потребителей энергоресурсов, открываются уникальные возможности на рынке СПГ.

Среднетоннажные заводы на Севере и в континентальной части страны обеспечат монетизацию удаленных запасов газа и используют резервы газотранспортных систем. Среднетоннажные заводы СПГ, расположенные на Северо-Западе и Дальнем Востоке страны, могли бы наиболее эффективно производить свою продукцию для внутреннего рынка и на экспорт, гибко реагируя на растущий спрос в сопредельных странах. Для того чтобы успеть воспользоваться этими, без преувеличения, уникальными возможностями, необходимо создать прозрачные и предсказуемые условия для бизнеса.

В декабре 2018 г. Правительством РФ был сделан очень важный и давно ожидаемый шаг - дано разрешение на реализацию СПГ и регазифицированного газа для некоторых категорий потребителей по цене, превышающей тарифы, утвержденные ФАС. Расширение списка этих потребителей могло бы стать важным стимулом для развития среднетоннажных проектов на внутреннем рынке. Другой важнейшей мерой государственной поддержки среднетоннажных производств СПГ, потянувшей бы за собой целые отрасли (в том числе машиностроение), могла бы стать либерализация экспорта продукции таких заводов, которая в абсолютном большинстве случаев не конкурирует с природным газом, поставляемым по магистральным газопроводам и даже с СПГ-проектов Сахалина и Ямала.

Для обеспечения успешного развития среднетоннажного производства СПГ в России государственная поддержка необходима в следующих направлениях:

1. Выработка специальных условий нормативного регулирования для среднетоннажных проектов, что обеспечит снижение капитальных затрат и сокращение сроков строительства.

2. Упрощение процедуры подключения к газопроводам.

3. Поддержка недискриминационного доступа к СПГ-терминалам и объектам инфраструктуры, в т.ч. мощностям производства СПГ.

4. Отмена монополии на экспорт СПГ, что откроет новые рынки сбыта и доступ к иностранному капиталу.

5. Софинансирование строительства инфраструктуры: газопроводов, портовых сооружений, флота криогенных цистерн.

6. Отмена государственного регулирования цен на СПГ и регазифицированный СПГ в случае использования СПГ для замещения дизельного топлива или СУГ, что позволит СПГ участвовать в межтопливной конкуренции и откроет новые рынки сбыта внутри страны.

7. Стимулирование потребления СПГ в качестве газомоторного топлива и энергоносителя для распределенного и автономного тепло- и энергоснабжения. Проведенный анализ показывает, что в случае реализации этих мер дополнительные инвестиции в период до 2023 г. составят более 300 млрд руб., и можно рассчитывать на рост производственных мощностей среднетоннажного СПГ на 5 млн т, из которых около 1 млн т может быть поставлено на внутренний рынок и 4 млн т - на экспорт.

В России общее количество среднетоннажных проектов не велико, но во многом они отражают мировые тенденции отрасли: l ориентация на новые рынки сбыта, плавучие хранилища газа и регазификационные установки, бункеровка СПГ; l размещение на площадках крупнотоннажных заводов и использование их инфраструктуры; l монетизация относительно небольших запасов газа или использование резервов имеющихся сетей магистральных газопроводов.

Российские компании могут самостоятельно разработать и внедрить технологии среднетоннажного производства СПГ. Тем не менее, удельные капитальные затраты среднетоннажных проектов в России превышают мировой уровень. Причинами этого являются высокие затраты для создания сопутствующей инфраструктуры на побережье: необходимо строить протяженные газопроводы, а также вкладывать значительные средства в объекты портовой инфраструктуры и гидротехнологические объекты.

Некоторые проекты среднетоннажного СПГ в России являются интегрированными и связаны с развитием терминалов и плавучих хранилищ и регазификаторов.

Российские среднетоннажные проекты используют современное оборудование и технологии ожижения и не уступают по энергоэффективности большинству производств в мире. Тем не менее, за счет повышенных капитальных затрат на строительство затраты на ожижение газа, как правило, значительно превышают среднемировой уровень. Но за счет дешевого сырья и близкого расположения к целевым рынкам сбыта, российские проекты являются конкурентоспособными по критерию полных издержек даже по сравнению с крупнотоннажными проектами производства СПГ из США. Российские среднетоннажные проекты используют различные бизнес-модели, распространенные в мире (см Таблицу).

По проведенной оценке, потенциал рынка СПГ в Российской Федерации составляет более 11 млн т в год, в том числе:

- для газоснабжения автономных потребителей - 4,6 млн т;

- в качестве резервного и аварийного топлива - 1 млн т;

- в качестве моторного топлива - до 5,4 млн т.

На территории Российской Федерации можно выделить ряд регионов, которые могут рассматриваться в качестве якорных центров СПГ-проектов:

- регион Балтийского моря (Ленинградская, Калининградская и Псковская область);

- регион Белого и Баренцева морей (Мурманская и Архангельская области);

- Уральский регион (Свердловская, Курганская и Челябинская области);

- Север Красноярского края (Норильск);

- Западно-Сибирский регион (Кемеровская область, юг Красноярского края);

- Дальневосточный регион (Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Хабаровский и Приморские края).

Наиболее развитым центром из перечисленных является регион Балтийского моря, где уже действуют несколько малотоннажных заводов СПГ и ожидается запуск новых среднетоннажных производств общей мощностью 2160 тыс т в год в городе Высоцк и в районе КС Портовая. Данный регион является привлекательным с точки зрения использования СПГ на морском и автомобильном транспорте.

Наиболее интересным с точки зрения развития транспортных коридоров на СПГ представляется западное и северо-западное направление. Поставки СПГ для транспортных коридоров МоскваСанкт-Петербург-Финляндия (с отводом на Новгород) и Москва - Смоленск - Беларусь в районе Санкт-Петербурга могут быть обеспечены с заводов в Высоцке или КС Портовая.

При росте оптовой цены на дизель до 55-60 рублей за литр (ожидается до конца 2019 г.) начнет развиваться СПГ-инфраструктура на восточном маршруте Москва - Омск - Китай. По оценкам Газпром ГМТ для обслуживания фур на данном направлении потребуется строительство СПГ-инфраструктуры мощностью выше 350 тысяч тонн.

На севере России основным якорными центрами для развития рынка СПГ является Мурманская и Архангельская области. Основные направления использования - бункеровка судов, замещение мазута в ЖКХ и промышленности, распределенная генерация. В перспективе целесообразно применение СПГ для крупнотоннажной карьерной техники. В качестве основного источника СПГ могут рассматриваться собственное производство в Архангельске, поставки СПГ из других регионов (в частности, с заводов "Ямал СПГ"). В долгосрочной перспективе возможно возобновление Штокмановского проекта.

Среднетоннажные СПГ-заводы могут обеспечивать топливом грузовой железнодорожный транспорт, в какой-то мере, магистральные грузовые автомобили свыше 12 тонн.

Потенциал развития среднетоннажного потребления СПГ в Арктике Арктика в истории России всегда играла большую роль. В настоящее время Арктическая зона России становится бурно развивающимся промышленным регионом, в котором в ближайшие 10 лет будут созданы крупные производственные и горнодобывающие центры. Арктическая зона Российской Федерации рассматривается в качестве важнейшего центра производства СПГ.

До последнего времени большинство проектов экономического развития Арктической зоны базировались на использовании нефтепродуктов и угля для транспортного и энергетического обеспечения. Современные требования в части снижения экологических воздействий и рисков заставляют искать альтернативные решения.

Необходимость активного формирования спроса на СПГ на внутреннем рынке была подчеркнута Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на совещании при запуске первой линии завода Ямал СПГ. При этом было отмечено, что применение СПГ может быть расширено, в том числе за счет поставок в удаленные населенные пункты, не имеющие сетевого газа, а также за счет перевода общественного транспорта на более чистое, экологичное газомоторное топливо.

Арктическая зона России слабо освоена, в основном экономическое освоение осуществлялось на побережье и вдоль основных сибирских рек. Тем не менее, для обеспечения жизнедеятельности Арктики требуется с одной стороны надежное снабжение, которое называется "Северный завоз" - организация поставки грузов, в основном топлива, в районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, с другой стороны, экологически наиболее прогрессивное. Замещение поставок угля и дизельного топлива для тепло и энергоснабжения потребителей в Арктике на СПГ позволит снизить транспортные расходы и повысить надежность энергообеспечения с одновременным снижением экологических воздействий и рисков (включая угрозы аварийных разливов нефтепродуктов) по всей цепочке поставки.

Для этого требуется не только строительство заводов по производству СПГ, но и формирование флота газовозов и систем хранения СПГ у потребителя. В зависимости от места расположения, объема потребления, для поставки топлива могут использоваться наземные или плавучие решения по хранению, регазификации и производству электрической энергии.

Текущее замещение угля, дров и нефтепродуктов, используемых для тепло и энергоснабжения населенных пунктов в Арктике, обеспечит продажи около 223 тыс т СПГ. В случае активного использования СПГ при реализации горных проектов в российской Арктике, спрос превысит 500 тыс т СПГ.

Арктическая стратегия РФ предусматривает мероприятия по обеспечению экологической безопасности и активному использованию местных энергетических ресурсов, что позволяет использовать СПГ в Арктической зоне, как для бункеровки, так и для энергоснабжения населения и промышленных потребителей.

Судоходство на СМП позволит развивать перевозки по крупным сибирским рекам и по направлению море - река (Енисей, Обь, Лена). Это может стать основой для газификации потребителей вдоль рек, опорной точкой для бункеровки океанских и речных судов.

Рост конкуренции и давление на производителей на мировом рынке приводит к необходимости поиска новых сегментов рынка СПГ, и внутренний рынок России в лице промышленных потребителей и бункеровки судов может стать эффективным решением для российского СПГ. Для этого необходимо создать несколько среднетоннажных терминалов СПГ.

Замещение поставок угля и дизельного топлива для энергоснабжения потребителей в Арктике на СПГ позволит снизить транспортные расходы и повысить надежность энергообеспечения с одновременным снижением экологических воздействий и рисков.


Просмотры: сегодня:1, всего:563

Выставки и конференции по рынку нефти, газа, топлива